logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Поднебесный «плавильный котел»

Владимир Дергачев 23.03.2012

Этот фрагмент взят из моей книги «Цивилизационная геополитика (Геофилософия)».

Лев Гумилев выделяет в этнической истории Китая географический и временной факторы. География определила  условия адаптации  народа к региону с определенными ландшафтными и  климатическими условиями. Великая Китайская равнина, включающая бассейны  Хуанхэ и Янцзы,  с благоприятным  климатом стала природным «плавильным котлом» китайского суперэтноса. Высокогорный Тибет с холодным и разреженным воздухом и вечно снежными вершинами, безводные пустыни  Гоби, Алашань и Такла-Макан были непривлекательны для китайского населения, заселявшего лишь  отдельные оазисы  с особым микроклиматом.
Почему именно на Великой Китайской равнине отмечается высокая энергетика рубежной коммуникативности, скрывающаяся под покровом тысячелетий?  «Плавильный котел»  китайской цивилизации сложился на месте одного из мировых  полюсов многомерного коммуникационного пространства. Обратимся к географии. Великая историческая река Хуанхэ, вырвавшись  из горных  теснин,  у  города Ланьчжоу  делает резкий поворот  на северо-восток,  и, огибая  песчаную пустыню  Ордос,  устремляется на юг. Встретив здесь горную преграду, вновь резко поворачивает на  восток к  Великой равнине. У этих крупных излучин в Хуанхэ впадают Вэйхэ и другие реки с запада. Кроме того, вблизи выхода  Хуанхэ на равнину   берет начало один из притоков другой Великой реки Янцзы. Таким образом,  природа подарила людям уникальный коммуникационный узел с транспортными осями юг - север и восток - запад. Именно здесь формировалась  чжоуская этническая общность,  расположено созвездие крупных  городов прошлого и настоящего —  многочисленные  исторические столицы, включая  «Великий город Шан» и древние столицы Хао и Фэн  эпохи Чжоу (1027 - 249 гг. до н.э.).  В 202 г. до н.э. в  низовьях реки Вэйхе вблизи её впадения в Хуанхэ  была основана  столица ханьской империи  Чанъань,  ставшая к началу  Новой эры  одним из крупнейших городов  мира с населением  свыше 300 тысяч жителей. Отсюда брал начало  Великий Шелковый путь. В III — VI вв.  Чанъань является столицей ряда  северокитайских государств. В 583 г. здесь была построена новая китайская столица Дасин (впоследствии переименованная  в Чанъань), выполнявшая свои функции  до 923 г.  В связи с перемещением  экономических и культурных центров на восток  город  с Х века постепенно утратил свое прежнее значение,  получил с ХIV  века новое  название Сиань и  в современном Китае является одним из крупнейших  экономических  и  транспортных узлов Китая, центром одноименной провинции.  Население города увеличилось за период 1970 - 2010 гг. с 2,7 до 10,0 млн. жителей (с пригородами). Такие темпы роста характерны и для других  город, расположенных на возрождающемся Великом Шелковом пути. Чжэнчжоу, расположенный на пересечении  главных коммуникационных осей Китая,  увеличил  численность населения за тот же период  в восемь раз (!)  с  1 до   8 млн. человек.
Но, что самое удивительное, и через три тысячелетия здесь формируется  крупнейший в мире  коммуникационный узел. Он создаётся  на пересечении  Великого Шелкового пути  (Шанхай — Роттердам) и  трассы  юг – север (Гуанчжоу — Пекин), которая в будущем станет частью Азиатско-Североамериканской магистрали.  Эти  величайшие   мировые коммуникации, возможно,  пересекутся  в транспортном узле  столицы провинции Хэнань городе Чжэнчжоу, расположенном  на берегу Хуанхэ, где ниже по течению постоянно мигрируют исторические русла реки. 
Рассмотрев коммуникационную природу Великой равнины, обратимся к краям «плавильного котла» китайской цивилизации, не изолированного от контактов с окружающим миром. В нем  при определенных  климатических изменениях в атмосферном «океане»   оказывались «варвары» с востока Великой Евразийской  степи, простирающейся от Карпат до Хингана. Окаймленная с севера сибирской тайгой, а с юга — горными хребтами, Великая степь  делится на  две географические зоны.  Восточная часть или Внутренняя Азия  включает Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан, а   Западная часть —  степи Казахстана и Причерноморья. 
Периодически в судьбу народов вмешивалась  гетерохронность (изменчивость)  увлажнения  Евразийского континента  (Л.С. Берг, Г.Е. Грумм-Гржимайло, А.В. Шнитников и др.). Влияние  климатических колебаний  на этногенез  подробно исследовалось  Л.Н. Гумилевым, предложившим  свою схему  чередования  периодов увлажнения  и усыхания  ландшафтов. Историческая судьба  этноса   связана с динамическим  состоянием  вмещающего  ландшафта. За два тысячелетия с III в. до н.э.  по ХVIII  в. отмечалось три периода усыхания степей, сопровождавшихся  выселением  кочевых народов к окраинам Великой степи в погоне за  пастбищами и утолением собственного голода.  Но когда начинался период увлажнения, кочевники возвращались в степи отцов, увеличивались табуны лошадей, а политика  становилась  более воинственной.
Причины  гетерохронности   увлажнения  объясняются  изменением направления  движения циклонов. В Северном полушарии, где, как известно,   преимущественно западный перенос воздушных масс,  климат над евразийскими просторами  определяется  атлантическими циклонами.  В Северной Атлантике  отмечаются два максимума атмосферного давления: постоянный  полярный над полюсом и субтропический, местоположение  которых меняется. Поэтому  возможно три  варианта  увлажнения Евразии, зависящие от степени активности  субтропического  максимума,  возрастающей одновременно с  повышением солнечной активности или затухающей в годы спокойного Солнца.
При относительно  малой  солнечной активности  атлантические циклоны перемещаются над Средиземным и Черным морями, над Северным Кавказом и Казахстаном и выпадают дождями  у горных отрогов Алтая и Тянь-Шаня.  Тогда сохнет  питаемый преимущественно  Волгой Каспий, но наполняется водой Арал и Балхаш, находящиеся  по режиму питания  в оппозиции к Каспийскому морю.  Когда солнечная активность  усиливается, ложбина  (пути) циклонов сдвигается к северу и проходит над Центральной Европой, Средней Россией и Сибирью. Волжский бассейн получает больше влаги и повышается уровень Каспия, но одновременно  мелеют Арал и Балхаш. При дальнейшем увеличении  солнечной активности циклоны перемещаются  через  Шотландию, Скандинавию и Беломорье,  Волга мелет, а Степь превращается в пустыню.
На Западе Великой степи  зимой значительный снежный покров или обледенение  почвы во время оттепелей приводил к гибели скота от  бескормицы. Необходимо  было  заготавливать на зиму сено и организовывать  постоянные зимовки, что  уменьшало свободу  передвижения кочевых народов и делало их уязвимыми от  ударов врагов. На Востоке Степи  природные условия для этногенеза были другими.
Аналогом  атлантических циклонов в Восточной Азии является хронологически совпадающие  с ними  тихоокеанские муссоны, также меняющие  свои пути. В результате западного переноса воздушных масс, атлантические циклоны доносили влагу до  гор, отделявших  восточную степь от западной. Огромный антициклон  над Монголией не пропускал  влажные  воздушные массы с запада. Зимой здесь  выпадало мало  снега, и  животные  могли беспрепятственно  добывать  корм. Весной, когда  холодный  максимум давления размывался, во Внутреннюю Азию устремлялись  влажный воздух  из Сибири и тихоокеанские муссоны. Этой влаги было достаточно для воспроизводства  калорийной степной травы. Богатые кормовые угодья обеспечивали  развитие животноводства и процветание людей. На Востоке Великой степи  создавались  могучие степные державы  хуннов, тюрок, уйгуров и монголов.
Скотоводство, преимущественно разведение лошадей, превратило оседлых охотников в кочевых воинов. Государственные образования (тюрков, монголов и др.) стали возникать в Великой степи  с IV — III  вв. до н.э.  В периоды  увлажнения  Великой степи, связанные с южным  вариантом прохождения  циклонов, Степь приходила  в движение, а кочевые народы становились   важнейшим фактором  евразийской геополитики.  Именно тогда возникли могучая степная  держава Хунну (IV — III вв. до н. э.),  Великий  тюркский каганат (VI — VIII вв. н. э.) и Монгольская  империя (ХIII — ХIV вв.).
В Великой Евразийской степи, ограниченной с севера  и северо-востока сибирской тайгой, а с юга — Великой Китайской стеной и горными хребтами, хозяйственная деятельность  была сосредоточена преимущественно на периферии или на  степных «берегах». Здесь на природных  рубежах  ландшафтов берут начало  многие  этносы. Так, например,  родина монголов  — северная окраина  степи в  Забайкалье и Восточной Монголии  со знаменитым Ононским  бором —  оазисом леса в аридном климате.
Тихоокеанские муссоны  и западные  циклоны иногда смещали  свое направление  и тогда каменистые и песчаные пустыни с юга  наступали на Великую степь  и субтропики Китая. Степь  приходила в движение  в поисках воды  и  корма. За последние два тысячелетия  трижды вековая засуха  опустошала Великую степь (во II — III вв.,  в Х в. и  ХVI в.), несла гибель  людям и животным.  Как отмечает Лев Гумилев, стихийные бедствия  воздействовали на  хозяйство, а через него — на уровень  мощи кочевых  держав. Степные народы  развивались не менее бурно, чем земледельческие  культуры Запада и Востока.  Великая степь играла  в истории  человечества не  меньшую роль, чем европейцы и китайцы, египтяне и персы, ацтеки и инки.
И часто, когда степь приходила в движение,  орды кочевников устремлялись на юг  к  обильно увлажненным субтропикам Китая.   Великая Китайская стена,   служившая не  только  этническим, но и природным рубежом  между субтропиками и  сухой степью, не всегда  сдерживала  натиск «варваров».  Температура  «плавильного котла» поднималась, но не только от этого. Постоянно закрытый разогревающийся «котел» так же грозил внутренним социальным взрывом. Так устроена природа, «пар» периодически надо выпускать, но как это сделать?
В великом «плавильном котле»  китайской цивилизации зародилось  «срединное» мышления, сочетающее два философских начала — изоляционизм и открытость к внешнему миру.
Царства, населенные древними китайцами,  представлялись им как  центр ойкумены (чжун го),  со всех сторон окруженный  «варварами четырех стран света». Не случайно в ханьское время  термин «чжун го»  приобрел  значение «Срединное государство».  Конфуцианцы  считали, что между центром Поднебесной и её периферией  лежат  качественные, непреходящие  различия. С «варварами четырех стран света»  лучше всего  вообще воздерживаться от контактов, но если  столкновение неизбежно,  следует  воевать  с «варварами» руками «варваров».
Среди  проблем китайской философии  центральное место занимает  геополитическая концепция этноцентризма, сложившаяся в VII—VI вв. до н. э. на основе противопоставления древних китайцев и «варваров». Согласно этой концепции, получившей законченный вид  в учении  одного  из наиболее крупных последователей Конфуция — Мэнцзы, древние китайцы  всегда были  активным, преобразующим  началом  в этнических и культурных контактах. Эта концепция была  в средние века взята  на вооружение официальной китайской идеологией. В борьбе конфуцианства и других философских течений сформировалась  китайская цивилизационная геополитика Пути и Стены.

 



Мировые Драконы Поднебесной
Великий океан людей
Поднебесный «плавильный котел»
Столичный Дракон
Остров вечного тропического рая

 

Падение и взлет китайского Дракона
(содержание электронной версии книги, которая публикуется на Портале с октября 2011 года)

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ