logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Ландшафты жизни. Дальний Восток

Владимир Дергачев

«… Владивосток далеко, но, ведь, это город-то нашенский»
Владимир Ленин

 

Дальний восток В 1970 году декан Географического факультета  МГУ Андрей Петрович Капица  (1931 – 2011) был избран Председателем Президиума Дальневосточного научного центра АН СССР.
Андрей Петрович Капица  опубликовал в «Комсомольской правде» (26.12.1970) статью «Центр науки — Дальний Восток». Я завершал двухгодичную службу в армии (см. Зеленая гостиница) и думал о своем будущем. В Минске так  и не был создан к тому времени Институт районной планировки, для которого я с однокурсниками был распределен после окончания МГУ (См. Дело молодого специалиста). Статья Капицы вызвала поток писем в «Комсомолку» и Андрей Петрович прокомментировал энтузиазм романтиков в интервью «Таланту здесь просторно».  
Профессор кафедры экономической  географии СССР Сергей Александрович Ковалев, будучи секретарем парткома географического факультета МГУ, отвечал по просьбе Капицы за подбор экономико-географов для будущего института географии на Дальнем Востоке. Он и рекомендовал   завершившего двухгодичную службу лейтенанта  и бывшего студента Дергачева на эту работу.  В рекомендации было сказано: «Дорогой Андрей Петрович! Имея общую договоренность, направляю к Вам В.А. Дергачева – нашего выпускника, только что освободившегося из Армии. Он до этого хорошо работал два года по районной планировке, а во время учебы в МГУ был в восточных экспедициях, написал курсовую и дипломную по Сибири и Дальнему Востоку. Очень ответственный, деловой работник для Вас, и  было бы жаль его упустить! С уважением, Сергей Александрович Ковалев. 22.07.71».

Дальний востокАндрей Петрович зачислил меня в создаваемый Тихоокеанский Институт географии, однако из-за организационных трудностей просил меня еще месяца два побыть в «Европе», чем я и воспользовался, организовав поездку на Русский Север. Заявление о приеме на работу от моего имени написал сам Андрей Петрович.

 

Путь на Дальний Восток. Скорый поезд № 1 Москва – Владивосток. Путевой калейдоскоп.  9297 км и 100 остановок. Озеро Галичь, Кунгур, железнодорожный разъезд Вершина со знаком границы Европы и Азии. Просторы Сибири. Байкал. В полночь в Забайкалье остановка на станции Карымская, где я родился. Биробиджан — столица Европейской автономной области, которую из-за малочисленности евреев именуют Хитроградом.

 

***
Непродолжительное время на Дальнем Востоке существовала «буферная» республика. На плакате, изданном военным политуправлением Дальневосточной республики, чтобы объяснить  тактическое значение частного капитала в ДВР как «буфера» между Японией и Россией было написано:

«Мы ради мира и труда
идем на тяжкие уступки,
но коль зазнаетесь – тогда
вас размолотим в красной ступке!».

 

***
В начале 30-х годов в результате раскулачивания и голода  произошел массовый исход уссурийских и амурских казаков с семьями в Маньчжурию. Уходили зимой по льду застывших рек.

Советский Дальний Восток осваивали преимущественно не комсомольцы – романтики, а заключенные ГУЛАГа. Не было не одной стройки века, на котором не трудились «комсомольцы» ГУЛАГа. Как писал Юрий Домбровский в романе «Хранитель древности» в пустыне ГУЛАГа (тайге, тундре и степи) были только зэки, псы и охрана и лагерное начальство (тоже люди второго сорта). Они тянулись к зэкам, так как с псами не поговоришь, а охрана пила мертвую. 

 

***
Как известно, безумно богатую Россию вечно преследуют  две беды, одна из них — плохие дороги. За годы советской власти дороги на Дальнем Востоке строились только в военно-стратегических целях заключенными гулаговского Дальстроя или военными.
Генерал-майор Петр Григорьевич Григоренко (1907 – 1987), ставший в последствии известным диссидентом, служивший на Дальнем Востоке под руководством генерала армии Иосифа Родионовича Опанасенко (1890 – 1943), командующего Дальневосточным фронтом (1941-43)1, так описывает вклад генерала в оборону Дальнего Востока и  строительство дорог. Генерал был наделен Сталиным исключительными полномочиями — представитель Государственного комитета обороны (ГКО) и ставки Верховного главнокомандования на Дальнем Востоке, которому подчинялись все без исключения органы местной партийной и исполнительной  власти, НКВД, «Дальстроя» (ГУЛАГа). Прибыв на Дальний Восток, генерал обнаружил, что в приграничной зоне вдоль Амура отсутствуют дороги с твердым покрытием, что ограничивало маневренность войск на случай войны. Поэтому волевым решением мобилизовал местные ресурсы и построил дорогу Хабаровск – Куйбышевка-Восточная (ныне Белогорск), протяженностью 946 км.
Опанасенко сыграл исключительно важную роль в укреплении обороноспособности  Дальнего Востока в критические месяцы войны. С июня 1941 по июль 1942 гг. Дальний Восток отправил в Действующую армию 22 дивизии. Опанасенко укомплектовал фронт заключенными ГУЛАГа, в том числе из колымских лагерей.
Берлин, требующий от Токио начало военных действий в Маньчжурии, информировал Японию о переброшенных дивизиях. Но японская разведка не обнаружила передислокацию войск. Как пишет Григоренко: «Таким  образом, за время  с июля  1941-го  по июнь 1942-го года Дальний Восток  отправил в  Действующую  армию  22  стрелковые  дивизии и  несколько десятков  тысяч  маршевого пополнения.  Теперь мы знаем  уже, что  в течение первого  года  войны  между  японцами  и  немцами  шла серьезная  перепалка. Немецкая  разведка  утверждала,  что Советы  "из-под  носа" японцев  уводят дивизии и перебрасывают их на Запад. Японская же разведка настаивала на том, что ни одна советская дивизия не покинула своих мест дислокации. Трудно даже представить,  как развернулись  бы  события на Дальнем  Востоке,  если бы там командовал  человек-исполнитель.  Он  бы  отправил все  войска, как того  и требовала   Москва  и  ничего  бы  не  сформировал,  поскольку самовольные формирования  запрещены  категорически. Одной  оставшейся  дивизией, тремя штабами армий и одним штабом фронта, даже вместе с пограничниками, не только оборонять, но  и  наблюдать огромной протяженности границу Дальнего  Востока невозможно. Опанасенко проявил в этом деле государственный ум и большое мужество»2

 

***
В 50-е годы знаменитые чешские путешественники Зигмунд и Ганзелка на автомобиле  «Татра» проехали весь мир и самоуверенно посчитали, что могут преодолеть  дорогу от Москвы до Владивостока. И ошиблись. В Восточном Забайкалье после безуспешных попыток пришлось грузить автомобиль на железнодорожную платформу.
И к началу двадцать первого столетия так называемая федеральная трасса Москва – Владивосток представляла  в Восточном Забайкалье зрелище не для слабонервных. В «Литературной газете» была опубликована фотография участка этой дороги. Я провел маленький эксперимент. Закрывая подпись под фотографией,  спрашивал коллег, что на ней изображено. В наиболее типичных ответах речь шла о карьере по добыче строительного камня.
Только летом 2009 года было в основном завершено строительство федерально трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), по которой совершил поездку  на гордости отечественного автопрома автомобиле «Калина» «национальный лидер» России. В Интернете был размещен ролик, где было видно еще два запасных автомобиля, в том числе один шел своим ходом и другой, сломанный  «путешествовал» на платформе. «Стройка века» продвигалась так медленно, что пока вводился в эксплуатацию новый участок дороги, разрушалось покрытие на других участках из-за грунта (вечной мерзлоты)  или низкого качества дорожных работ при высоком качестве коррупционной составляющей. Поэтому не мудрено, что такие участки лучше преодолевать на бульдозере, а не народном автомобиле «Калина».

Частью федеральной трассы и Транссибирской магистрали является Хабаровский мост (2,6 км) через Амур, открытый для движения в 1916 году. В 1992 году началась капитальная реконструкция моста и создание совмещенного  мостового перехода с раздельным  железнодорожным двухпутным движением  по нижнему ярусу и четырехполосным автомобильным — по верхнему ярусу. Общая стоимость строительства первой очереди составила $800 млн., вторая очередь реконструкции завершилась в 2009 году, а третья завершится в ближайшем будущем.  Для сравнения, китайский восьмиполосный автомобильный мост вблизи Шанхая протяженностью в 36 км был построен за  пять лет (стоимость $1,2 млрд.).

 

Мост после ввода первой очереди реконструкции
Дальний восток
Снимок из Интернета

***
Советская власть предпринимала несколько неудачных попыток освоения Дальнего Востока (см. Почему не состоялась российская Калифорния?). По сравнению с Соединенными Штатами борьба за процветающий Дальний Восток была абсолютно проиграна. Америка с опорой на свободное предпринимательство  превратила «Дикий Запад» в цветущую и богатую Калифорнию, ставшую мировым лидеров высоких технологий. Кремль осваивал Дальний Восток с опорой на рабский труд ГУЛАГа и комсомольскую романтику.
После упразднения ГУЛАГа,  основные надежды на освоение Дальнего Востока возлагались на романтиков, о которых Сергей Никитин написал песню «Синее море»:

«Выберу самое синее море,
Белый – пребелый возьму пароход,
Сяду – поеду дорогой прямою,
Все на восход, на восход, на восход, на восход.

Мой пароход – он лепесток
Вишней отцветший над Клязьмою где-то,
Медленный он, розоват от рассвета,
Сяду - поеду на Дальний Восток.

На Дальнем Востоке пушки молчат,
Молоденькие мальчики скучают без девчат,
Скучают без девчат, не хнычут, не ворчат –
Матчасть в порядке и в домино стучат.

Синее море – белый пароход,
Сяду - поеду на Дальний Восток,
На Дальнем Востоке пушки молчат,
Русские ребята скучают без девчат.

Выберу самое синее море,
Белый – пребелый возьму пароход,
Сяду – поеду дорогой прямою,
Все на восход, на восход, на восход, на восход».

 

***
Владивосток основан в 1860 году, стал городом с 1880 года.  В 1854 году залив Петра Великого впервые посетил русских фрегат «Паллада». Советская власть была установлена в ноябре – декабре 1917 года. 29 июня 1918 года город взяли белочехи и белогвардейцы. Началась интервенция японцев, американцев, англичан, французов и итальянцев. Народно-революционная армия освободила Владивосток 25 октября 1922 года.

 

***
В 1954 году Владивосток посетили члены Президиуму ЦК КПСС Н.С. Хрущев и А.И. Микоян, которые доложили в Кремле о запущенности жилищного,  культурного строительства в городе. В связи с намерением превратить Владивосток в закрытый город-крепость, свыше десятилетия средства на развитие города почти не выделились. В 1958 году было принято специальное постановление правительства РСФСР о мерах помощи городскому хозяйству Владивостока. 

 

***
23 ноября 1974 году во Владивостоке состоялась рабочая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом. Во встрече принимали участие министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, государственный секретарь, помощник Президента по вопросам национальной безопасности Генри Киссенджер и послы. Были обсуждены вопросы о выработке нового долговременного соглашения  о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений.

Вид центральной части Владивостока в семидесятые годы. Слева морской вокзал, соединённый с  железнодорожным вокзалом — конечной восточной станцией Транссибирской магистрали.  Слева на центральной площади здание бывшего крайкома партии (КПСС) и крайисполкома.

Дальний восток
© Юрий Муравин


1 О генерале Опанасенко шла слава самодура и человека необразованного. Когда на гастроли приехала известная певица Тамара Ханум,  Опанасенко так разволновался, что присвоил ей звание капитана. Приказ был отменен по указанию Сталина.

2 Григоренко П.Г. «В подполье можно встретить только крыс…». — Нью-Йорк: Детинец, 1981.


Ландшафты жизни. Дальний Восток

Дальний Восток. Владивосток. ТИГ
Дальний Восток. По долинам и по взгорьям


Почему не состоялась российская Калифорния?
Бросок Российской империи на Дальний Восток
На сопках Маньчжурии. Желтороссия
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Валютный цех лагерного социализма
«Комсомольцы-добровольцы»
Последний советский бросок на Дальний Восток
Искусство выживания принадлежит народу
Прощание с Великим Евразийским мостом
Китайская геополитика перед броском в Сибирь
Верной дорогой к китайскому протекторату в России
Воспоминания о будущем российского Дальнего Востока

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ