logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Государство — это человек в еще больших масштабах.Платон

Владимир Дергачев

Платон
Истинная политика  призвана улучшать жизнь граждан путем воспитания (Мысль Платона «Горгия»).
Платон  Афинский(427 — 347 гг. до н.э.)  под влиянием Сократа стал  самым  выдающимся  античным мыслителем, создавшим теорию идей и философию государства. Сами греки называли Платона «божественным».
После  долгих лет странствий Платон  вернулся в Афины,  купил  на окраине города сад с домом и   основал философскую школу. Эта местность, где  когда-то располагалось святилище  Афины, находилось под покровительством древнегреческого героя Академа, которому земля была подарена  легендарным царем Тесеем. Поэтому афиняне традиционно называли эту живописную местность с садами, рощами и старинным гимнасием Академией. Сад Академии был излюбленным местом отдыха афинян. У входа в парк их встречало изображение «лучшей и прекраснейшей» Артемиды. Неподалеку была  могила вождя афинской демократии Перикла.

Основанная Платоном приблизительно в 387 году до н.э. Академия первоначально размещалась в  старом здании гимнасия. Она представляла союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Античная Академия впервые  объединила в своих стенах разные науки (философию, математику, астрономию,  литературу, законодательство и естественные науки). Среди учеников были не только будущее философы, но и государственные деятели.

 

Рафаэль Афинская школа. Настенная фреска в Ватикане. 
Платон

На мышление блистательного  афинского аристократа Платона огромное  влияние оказала  гибель его учителя  Сократа, убитого режимом афинской демократии. Афины разорились в захватнических  войнах, пытаясь любой ценой  гарантировать  себе безопасность и устойчивость, хотя бы  ценой собственного порабощения. Парадокс истории. Греки,  в конце концов,  отказались от своего главного  открытия — демократии, предпочитая рабство. Платон следующим образом писал  об этом: «Опьяненная сверх меры  беспримесным вином свободы, демократия в конце концов обрушивается  против правителей, если они недостаточно мягки и не дают широкой свободы: она показывает их, как преступников и олигархов». В демократии есть три породы людей — прежде всего «расточители и бездельники; из них те, кто посмелее, стоят во главе, а более робкие за ними следуют; они подобны трутням, только одни с жалом, а другие без жала». Другой класс в демократии — это богатые, и третий класс — народ, живущий личным трудом.
Политика есть искусство возможного. Но политика есть  и обязанность  свободного гражданина  полиса.  И это совместное  распределение  политики как  обязанности,  порождаемой  представлением о  доблести,  и есть  античная демократия.
Всякая конструкция  всего греческого  социального, политического  мышления строится на трех китах — устройстве  космоса, устройстве  полиса  и устройстве души. Основная  политическая идея, вытекающая из греческого соотнесения  космоса,  души и полиса — общественное устройство должно максимально отражать  собой то,  из чего  составлен человек. А у него есть  чувственность, страсти, наслаждения, аффективная природа, мужество  и разум.  По Платону все это  должно быть представлено  в строении  общества в соотнесении и гармонии. Следовательно, полагаться только на ум — нельзя, полагаться  только  на мужество — нельзя,  нельзя полагаться только на страсти, удовлетворение  желаний  и потребностей. Только приведя их в соответствие  можно получить общественный результат как справедливость. По убеждению Платона  справедливость  не есть отдельная добродетель, а есть соотнесение  добродетелей, их пропорция. Не существует отдельной справедливости — она  не локализуется в обществе. Как изящно выразился Мераб Мамардашвили: «Умное тело есть  тело соразмерности».
Конституция  греческого социального и политического мышления строится на трех китах: устройство космоса, устройство  полиса и устройство души. Основная политическая идея, вытекающая  из связи космоса, полиса и души, был такова, что общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек. Это, прежде всего, — страсти, наслаждения, разум, потребности, мужество, чувственность, добродетель и справедливость. Но, как говорит платоновская философия, все это должно быть  представлено в соотнесении и гармонии. Нельзя полагаться только на умного  или мужественного, производящего или  торгующего. Только приведя в соответствие логике  отношения  между ними, можно получить общественный результат. По убеждению Платона не существует отдельно справедливости. Справедливость не есть отдельная добродетель, а есть соотнесение добродетелей, их пропорция.
В отличие от истории индийской философии  древнегреческие мыслители  считали своей обязанностью  возвращение из  путешествия души в реальный мир с двуединой природой  человека, где существуют  связи клановые  и биологические (по крови). Натуральные (природные) элементы, не порожденные мыслью, вызывают несправедливость в обществе и хаос, в конце концов,   поглотивший древних греков.

Произведения Платона, за исключением писем,  написаны в форме диалога. Каждый диалог посвящен  определенной проблеме:  защита Сократа, теория идей, космология,  об уважении к законам,  о мужестве,  о благоразумии, о благочестии, о  лжи и справедливости, о сущности риторики,  о языке, о знании, об эросе и так далее. В наиболее знаменитом диалоге «Государство»  рассматриваются важнейшие  вопросы философии, излагается утопия идеального государства  и дается определение одного из основных понятий этики — справедливости. 
Основная идея Платона  заключается в том, что  чувственное восприятие  не дает постоянного знания,  доставляет вместо уверенности  только мнение. Действительное знание  дают правильно  образованные понятия, имеющие объект — идею. Понятия являются отражением идей, а множество понятий отражают множество идей.  Только деятельная, руководимая идеями жизнь  осуществляет идею нравственности, представляющей  собой  порядок и  гармонию души. Побудительной причиной  восхождения к идее  является эрос.
Государство — это  человек в  гораздо  более крупных масштабах. Так утверждал Платон. Однако его попытки  осуществить идеальное государство с совершенным человеком  потерпели неудачу. Платон много путешествовал, посетил  Египет и Сицилию, где в Сиракузах у местного тирана его поиски совершенного человека закончились трагично, Философ  был  продан в рабство и только благодаря одному из  благожелателей невольник получил свободу. Вернувшись в Афины Платон купил  на окраине города  сад с домом и основал философскую школу. Вся близлежащая местность,  где  когда-то было святилище,  находилась под покровительством  древнего героя Академа. Отсюда берет название знаменитая платоновская Академия (около 385 г. до н. э. — 529 г.). Эта  первая из великих  школ конца античности  — богатейшее  вместилище  духовной энергии. В 529 году Академия была закрыта византийским императором  Юстинианом за распространение  языческой ложной мудрости.
Платон всегда был  врагом  обывательского благополучия и секрет долголетия его мысли в пафосе мировой гармонии и проповеди  самоотверженного служения идеалу.  Изменить настоящее возможно только  благодаря высшим принципам и идеям, ради этих целей и стоит  жить. Если буквальное содержание  платоновской философии и проповедуемой  морали устарели, то  мир идей оказался бессмертен.

 

Литература
Боннар Андре Греческая цивилизация. — М.: Искусство, 1995.
Мамардашвили М. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.
Платон. Государство // Сочинения. — М.: Мысль, 1971, Т. 3, ч. 1.

 

Путешествие из славян в греки в поисках демократии.
Этюды по геофилософии античности

Древняя Греция. «Вечное настоящее»
Древняя Греция. «Пуп Земли»
Древняя Греция. «Золотой век» цивилизации
Древняя Греция. Начало политической жизни. Геродот
Древняя Греция. «Я искал самого себя». Гераклит
Древняя Греция. «Повивальная бабка» человеческих душ. Сократ
Древняя Греция. Государство — это человек в еще больших масштабах. Платон
Древняя Греция. Для чего создается государство? Аристотель

 

Малая Азия. Иония. «Новый Вавилон»
Малая Азия. Философская Ривьера
Малая Азия. Кария. Галикарнас. «Рай вечной синевы»
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия
Малая Азия. Римская провинция Азия
Малая Азия. Эфес или Вожделенный город
Малая Азия. Зарождение христианства

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ