logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Геополитика Латинской Америки

Владимир Дергачев

 

latinskaya-amerika-bednostВ Америке различается Северная Америка, Центральная Америка и Южная Америка. Мексика и Центральная Америка образуют Мезоамерику, которая наряд с Южной Америкой называет Латинской Америкой. Выделяются Большие геополитические пространства  Северной Америки (США и Канада), Центральной Америки (Карибского региона) и Южной Америки, где выделяется Андское тихоокеанское пространство и приатлантическое  пространство.  


В Латинской Америке — два экономических локомотива — Мексика в Мезоамерике и Бразилия в Южной Америке. Мексика — член Североамериканской зоны свободной торговли  (НАФТА), куда входят США и Канада.  Бразилия — член БРИКС, а Мексика, Перу и Чили — члены АТЭС. Бразилия, Мексика и Аргентина входят в Большую двадцатку.

 

Латинская Америка производит 8 % мирового ВВП. Население Латинской Америки выросло за период 1920 – 2010 гг. с 88 до 570 млн. человек, из них в Бразилии проживает 201 млн. (пятое место в мире) и в Мексике — около 114 млн. человек. В  результате демографических и миграционных факторов усиливается  процесс  латиноамериканизации Соединенных Штатов. США отгородились от Латинской Америки (Мексики) Великой высокотехнологичной  стеной протяжённостью 3000 км.  Но это не спасает от мигрантов-латиносов. В США насчитывается свыше 40 млн. граждан и 11 млн. нелегалов латиноамериканского происхождения. Латинская Америка является по числу верующих мировым оплотом католицизма. 


Латиноамериканская пограничная цивилизация

 

 americanpoetry

Латинская Америка характеризуется как региональная молодая пограничная цивилизация, формирующаяся на рубежах индейско-метисной, африкано-мулатской и иберийско-европейской рас. В результате еще не сложился цивилизационный архетип. У латиноамериканцев преобладает влияние языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов — испанцев и португальцев. Большинство латиноамериканцев являются потомками эмигрантов, пошедших на риск и преодоление опасностей, ради новой жизни 1.


К латиноамериканцам кроме испано- и португалоязычных народов Центральной и Южной Америки относят франкоязычные народы Карибского региона. Условно выделяются белые латиноамериканцы, которые составляют  в Аргентине и Уругвае  более 80 % населения и в Бразилии немного более половины населения. В Мексике и Чили доминируют метисы, а в Доминиканской Республике — мулаты и негры. В Боливии, Перу, Гватемале и Южной Мексике  преобладают индейцы. Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил восстановить историческую справедливость и переименовать Латинскую Америку в Индейскую Америку в честь коренного населения.

Сальвадора Дали «Поэзия Америки» (1943)

 

В латиноамериканской цивилизации выделяется три типа человеческих контактов2:

  • противостояние, когда чужеродная человеческая реальность отторгается на всех уровнях, но вместе с тем между культурами существует внешний контакт;
  • симбиоз, когда при соприкосновении образуется нерасторжимое системное единство, однако нового культурного качества не возникает;
  • синтез в зоне контакта различных культур.

Сложная комбинация этих трех универсалий создает цивилизационную характеристику Латинской Америки, включая слабость институционализации и правового начала и стремление её компенсировать на путях спонтанных харизматических действий. К ним относятся перевороты, часто именуемые революциями, популистские идеологии и вождизм, теневая экономика. Латиноамериканское христианство так же испытывает влияние этих трех контактов.


***
«Другое небо» Нового Света. Почему земной рай не для всех? Христофор Колумб в глубине души был убежден, что открыл  земной рай. Но почему такое разительное отличие в уровне и качестве жизни в  Соединенных Штатах и Латинской Америке? Как рассуждал философ Мераб Мамардашвили,  в Новом Свете  европейцы встретились со своим  собственным  мифологическим прошлым. Миф не знает  личности и истории. А межцивилизационный контакт, акт понимания  возможен внутри истории. Акт понимания может быть совершен человеком лично в результате  усилия, напряжения и преобразования самого себя. Благодаря такому  акту  человек вступает в непрерывность истории — длящийся  в долгом времени контакт. У современных цивилизаций нет контакта с  инкскими  сооружениями или  с египетскими  пирамидами, а с греческими памятниками он установлен. Древняя Греция  продолжает быть  частью  непрерывного контакта, на котором вся история расположена3.


В Новом Свете  американцы  пришли туда, где у них  не было прошлого. Они смели  начисто все, загнав оставшихся в живых  индейцев в  резервации, «совершив жуткую несправедливость и жестокость».  В результате американцы имели дело с чистым (не имеющим прошлого) пространством. В нем они создавали свою историю, используя энергетику ренессансного  человека. На своем знамени американцы несли  правовую идею Великой хартии, все остальное зависело от человека,  от того, что он есть. И Новый Свет действительно произошел, не в образе  совершенного  и идеального райского общества, а страны с особым образцом свободы. Это великолепное  человеческое  приключение и историческая драма  одновременно. 


В Латинской Америке  конквистадор  имел дело со своим  собственным, непереваренным, непонятным  прошлым, с которым  не мог  установить контакт. Завоеватели несут индейцам  символы христианства, а те не понимают, что это благо. Тогда приходится «внедрять» передовую веру с помощью  огня и меча. В отличие от США «во всех испано-американских странах испанцы уселись на индейцах. И получился кентавр. Потому что они срослись — в себе, на этой подавленной основе. В Северной Америке не было этого срастания. У североамериканцев была только одна априорная идея, которую они привезли с собой»4.
Против бескультурья и язычества, прикрытого христианством, испанских конквистадоров выступали иезуиты,  выработавшие  идею прав человека. Парадоксальный факт,  историческим источником  Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Французской  революцией,  стало покорение Америки. Права человека  изобретены испанскими иезуитами. Завоеватели Америки стали  участниками  движения за права  человека.


На территории современного Парагвая Орден иезуитов создавал резервации, в которых индейцам не прививали  европейский образ жизни, а лишь обращали их в христианство. В результате была создана автономия  на колониальных территориях Испанской и Португальской империй. Эта теократическая республика Ордена иезуитов с элементами социальной утопии добилась больших экономических успехов. Республика оказывала жестокое сопротивление латиноамериканским работорговцам. В дальнейшем при диктаторских режимах Парагвай превратился в одну из самых богатых стран Латинской Америки и чтобы обеспечить выход к морю и решить спорные территориальные проблемы  диктатор Лопес  начал войну против «тройственного  союза» Бразилии, Аргентины и Уругвая. Парагвайская война (1864 – 1870 гг.) стала самой кровавой войной нового времени. В результате войны, репрессий и частично голода Парагвай потерял до 90 % мужского и 70 % женского населения. Парагвай до настоящего время полностью не оправился от потерь и стал одной из самых бедных стран Латинской Америки.


Мераб Мамардашвили рассуждал следующим образом о последствиях  межцивилизационного контакта5. Что нужно сделать, чтобы человек индивидуальный  не разрушал мир, не  впадал во зло? Источник зла  в самом человеке, значит,  он должен владеть собой. Это регулируется не традицией и не внешними нормами, а самодисциплиной, которая называется  свободой и правами человека: «Правами обладает  только тот, кто владеет собой». Демократия — это только форма,  демократия формальна, а не есть  предмет, который можно  было бы  распределить  равным образом среди других.


Племя  живет своей разумно организованной  жизнью вокруг своего  костра и своего солнца.  Но всегда найдется человек, кто захочет сделать  шаг,  выводящий его из  этого заданного  круга собственной культуры, где он увидит другое солнце. Понятно  благородное  стремление  защитить  угнетенных,  защитить тех, кого  подавляют  во имя  какого-то культуроцентризма (европейского, российского, китайского или другого). Но защита своеобычности  часто оборачивается отнятием  прав на свободу и на другой мир —  другую Землю и другое Небо. Это немного похоже на  американскую резервацию. Из неё  может во внешний мир выйти  каждый  индеец, а в резервацию вход для других ограничен.


***
О молодости латиноамериканской цивилизации свидетельствуют нескончаемые карнавалы, революции и перевороты на фоне критического разрыва в доходах между богатыми и бедными (как в России). В результате у бедных латиноамериканцев пользуется популярностью «хорошие» популисты, диктаторы,  бандиты  и партизаны по сравнению с продажными политиками. Политический карнавал Латинской Америки, вероятно, самый пестрый  с диаметрально противоположной красочной палитрой. Вот несколько имен на память:

  • Генерал Симон Боливар (1783 – 1830) – самый знаменитый национальный герой Венесуэлы и Латинской Америки.
  • В Мексике, где были популярны коммунистические идеи,  нашел приют и смерть один из вождей всемирной революции Лев Троцкий
  • Президент-социалист Сальвадор Альенде, строивший  «социализм с человеческим лицом» по–чилийски   и диктатор Аугусто Пиночет, предпочётший либеральную экономическую модель при сильной власти. 
  • Аргентинский президент-диктатор Хуан Перон и семейный властный тандем. Большое политическое и духовное влияние на  нацию имела его жена-красавица Эва Перон («Эвита»). Она умерла в возрасте 33 лет от рака матки и осталась для многих аргентинцев символом святости, самопожертвования  и бескорыстного служения народу. Третья жена Перона стала первой женщиной-президентом Аргентины.  
  • Латиноамериканские революционеры Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара, чей двухцветный портрет в анфас многие годы был  символом  мирового романтического революционного движения.
  • Наркобарон, лидера медельинского картеля и народный «Робин Гуд» Пабло Эскобар.
  • Левый профсоюзный деятель Сильва де Лука, ставший президентом и отцом «экономического чуда» Бразилии.
  • Эво Моралес — первый президент-индеец Боливии за 400-летнюю историю страны.
  • Президент-индеец Перу Ольянта Умала.
  • Знаменитый колумбийский писатель,  лауреат Нобелевской премии по литературе, политический деятель Габриэль Гарсиа Маркес (род.1927). Автор шедевра латиноамериканской литературы  «Сто лет одиночества» — самого читаемого и переводимого произведения на испанском языке после «Дон Кихота» Сервантеса.

В Латинской Америке впервые потерпела поражение неолиберальная  доктрина,  игнорирующая социальные проблемы.  Левое движение в Латинской Америке представлено партизанами, ренессансом  индейских народностей (Боливия, Перу)  и левокатолическим движением.  После многочисленных проб и ошибок, характерных для молодой цивилизации,  Латинская Америка входит в эпоху  стабильного экономического роста на основе доминирующего учета местной специфики, опоры на собственный народ, а не на внешние силы.

 

ГЕОПОЛИТИКА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Латиноамериканская пограничная цивилизация
Геополитическая доктрина Монро. «Задний двор Америки»
Карибский регион. Ближний «задний двор» Америки
Куба. Изощренная месть Империи Добра Острову Свободы
Карибы. Золотые острова налогового рая
Ямайка. «Веселый Роджер» пиратов и финансистов
Латинская Америка. Прощай, «века одиночества»
Бразилия. Будущая сверхдержава


1 Майданик К. Латиноамериканская цивилизация в глобализирующемся мире. — Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 5.

2 Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка. Взаимодействие  цивилизаций в контексте  в контексте всемирной истории. — М.: Наука, 2001.

3 Мераб Мамардашвили  Другое небо (интервью) — В кн.: «Три каравеллы на горизонте». – М: Международные отношения, 1991.

4 Там же.

5 Там же.

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ