logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Порто-франко в судьбе Одессы

Владимир Дергачев 22.05.2010

На фоне современных неудач создания СЭЗ в Восточной Европе, остановимся на опыте   порто-франко в Одессе, который  и в начале XXI  века  остается непревзойденным по масштабам последствий для экономической политики государства. Конечно, было бы наивно переносить опыт  другой экономической системы и другого социального времени, но его надо знать. Тем более, что через два столетия появились зоны, претендующие на жалкое подобие того, что было.
Создание первой крупномасштабной зоны порто-франко в Российской империи  было трудным и длительным процессом. Первая попытка  установления режима порто-франко была  предпринята «иностранным» магистратом  Одессы  еще в 1798 г. В дальнейшем  идея получила развитие  при Дюке де Ришелье, обосновавшим  актуальность учреждения порто-франко для процветания Новороссии: «Одно слово «порто-франко» достаточно для того, чтобы привлечь людей и капитал со всей Европы…, не дадим ускользнуть преимуществам, которые мы  можем так легко получить». От первых намерений до введения  одесского порто-франко прошло два десятилетия.  В Одессе в условиях  преодоления узости  внутреннего рынка, необходимости  привлечения капитала и отсутствия торгового флота родилась и была  реализована  идея открытой экономики. Крупным событием стало объявление Одессы   зоной порто-франко.

Царским манифестом 16 апреля 1817 года Одесса  получила  на 30 лет право беспошлинного ввоза  заграничных товаров и их продажи на строго ограниченной территории. В Одессу разрешался свободный (без таможенного досмотра и предъявленной дехлорации) беспошлинный ввоз иностранных товаров,  в том числе  запрещенных  к ввозу  в Россию. Вывоз иностранных товаров из Одессы внутрь  страны  допускался  только через заставы по правилам российского таможенного тарифа с уплатой  пошлин на общих основаниях. Иностранные товары, поступающие в Одессу, ввоз которых запрещался в Россию,  могли  быть пропущены через границу порто-франко транзитом для последующего  вывоза за границу.  Экспорт российских товаров через Одессу производится в соответствии с существующими таможенными правилами. При этом пошлина  взималась в порту при погрузке на торговые суда. Российские товары, ввозимые только в Одессу, не облагались пошлиной.
Фактически режим порто-франко  был введен в августе 1819 года после устройства таможенной границы в окрестностях города. Наступил «звездный час» Одессы. Городу предоставлялось право беспошлинного ввоза заграничных  товаров и их продажи  на строго ограниченной территории.
Согласно Генеральному плану Одессы 1835 года  первоначальная таможенная черта составляла 36 километров, из них 13 километров по берегам Сухого, Хаджибеевского и Куяльницкого лиманов.  Был вырыт ров  глубиной 2,1 метра  и шириной 2, 8  метра. Перед рвом  сооружен  вал  с установленными деревянными рогатками. Однако средств  казны оказалось недостаточно для пресечения контрабанды. Кроме того, многие прилегающие  к таможенной границе участки земли были раскуплены предприимчивыми одесситами,  что еще  больше  усложнило таможенный контроль. В 1821 г. граница порто-франко была временно распространена  только на территорию Карантина, непосредственно ограждавшего порт. 
Льготы, дарованные Одессе, могли нанести  ущерб  торговле Таганрога — второго по величине порта на юге  Российской империи. Поэтому со стороны  таганрогского градоначальника была предпринята попытка  убедить  российского министра финансов, что порто-франко в Одессе противоречит государственным  интересам. Однако порто-франко было сохранено с частичным  обложением с 9 июля 1822 г. ввозимых зарубежных товаров (1/5 таможенного тарифа).
Новая таможенная  граница была открыта  14 мая 1832 г.  вдоль городской  черты (бывшей оборонительной линии, ныне улица Старопортофоранковская). И просуществовал всего лишь до 4 августа того же года. В очередной раз не был  учтен предприимчивый менталитет местных жителей. Из-за близости строений  по обе стороны  новой таможенной границе товары могли перебрасываться через неё или переправляться по катакомбам. В этих целях  приобретались дома по обе стороны таможенной черты и рылись колодцы с ходами  навстречу друг другу. Катакомбостроение приняло угрожающие масштабы.
Таможенная граница отделила от города и порта источники водоснабжения, предместья, что создавало неудобства  для населения.  Поэтому 1 июля 1827 г. была открыта новая, третья таможенная граница, которая проходила между прежними чертами и включала, кроме города, еще Пересыпь, Молдаванку и Малый фонтан.  Эта 27-километровая черта  была оборудована  двумя параллельными  рвами, двумя таможнями и выездными заставами.
В 1849 году порто-франко продлили на пять лет, затем еще на три года, а обязательная часть пошлины увеличилась с 20 до 40 % полного таможенного тарифа. Крымская война (1853 — 1856 гг.)  Российской империи с экономически наиболее развитыми западноевропейскими государствами Великобританией и Францией вскрыла  несостоятельность  замкнутого национального хозяйства и ускорила реформы 60-х годов. В новых обстоятельствах  изменилась  и торговая  политика. В 1857 г. порто-франко в Одессе было упразднено.
В период существования порто-франко  продолжалась  борьба между сторонниками и противниками  льготного таможенного режима. Свободная торговля имела отрицательное значение для развития мануфактурной  промышленности. Местные изделия не могли конкурировать по качеству  с зарубежными товарами.
После упразднения  порто-франко неоднократно  предпринимались попытки возрождения вольной гавани в Одессе. Наиболее обстоятельный проект  был  подготовлен  в 1916 г. комитетом  съездов судовладельцев Черноморско-Азовского  района.  В 20-е годы в период  новой экономической политики  вновь  возвращаются  к идее порто-франко, но страна надолго  выбрала путь изоляции.  К  возрождению порто-франко в Одессе вернулись в конце 80-х годов ХХ века, эта идея наиболее успешно использовалась в борьбе за власть. Созданная в последствие небольшая зона в одесском порту стала жалким подобием прошлого опыта с сомнительными результатами деятельности.

Порто-франко в Одессе способствовало формированию феномена Одессы, который сформировался в результате  пространственно-временной стратификации природных, геополитических,  социокультурных и других рубежей многомерного  коммуникационного пространства  в данном месте и социальном времени. Созидательная рубежная энергетика была обусловлена  притяжением пассионариев, «европейским либерализмом», полиэтничностью, традициями экономической свободы и самоуправления, транзитной  торговлей  и повышенными  социокультурными  контактами граждан.
Обращаясь к урокам  прошлого, можно перечислить  много  доводов «за» и «против» порто-франко. Но поднимемся над этим и с высоты  нынешнего времени выделим наиболее существенное. Порто-франко  явилось предпосылкой  процветания  Одессы, прорывом в европейский цивилизованный мир, предвестником перехода  Российской империи  к открытой экономике и свободному предпринимательству. В течение  всего периода  существования порто-франко продолжалась борьба  между  сторонниками и противниками  льготного таможенного режима. Свободная торговля  имела  отрицательное значение  для  развития мануфактурной промышленности. Местные изделия не могли  конкурировать  по качеству  с зарубежными товарами.

Изменение геополитической обстановки. После Крымской войны  вновь меняется  геополитическая и геоэкономическая обстановка в Черноморье, замкнутом Российской и Османской  империями. С освобождением  Молдавии, Валахии и провозглашением Румынии образуется  западноевропейское  «окно» к Черному морю. Строительство железной дороги к дунайскому порту Галацу, доступному морским судам, способствовали превращению его в лидеры черноморской торговли зерном  (из Венгрии). Геополитические изменения в регионе  и отсутствие современных транспортных  подходов к Одессе приводят к упадку  экономики города, откуда торговый капитал  начал  «перетекать»  в Галац и Брэилу. Как ни парадоксально, но «золотой век» Одессы  закончился  с эпохой великих  российских  реформ, у истоков  которых  было и местное порто-франко.
В дальнейшем международное  значение Одессы  возросло с открытием  в 1869 г. Суэцкого канала  и нового торгового пути в Азию, включая  Дальний Восток. В 1865 г. был построен  первый участок железной дороги от Одессы  до Балты, а в 1870 г.  железная дорога соединила портовый город с Киевом и, соответственно, с Москвой и Петербургом.  Для пароходного  сообщения  между  черноморскими и заграничными портами  было учреждено Русское  общество пароходства  и торговли (РОПИТ). В 1870 г. Общество  получило от казны Одесскую железную дорогу и  превратилось в крупнейшую  российскую монополию  в морском  торговом судоходстве.
Политика  открытых дверей 80-х годов (беспошлинное десятилетие)  практически распространила  одесский опыт свободной торговли  на всю территорию  Российской империи. Однако, как и в период  порто-франко, беспошлинная торговля  и низкий таможенный тариф сдерживали развитие  российской промышленности.
В российских реформах были учтены отрицательные  последствия свободной торговли  для мануфактурной промышленности, изделия  которой не могли  конкурировать по качеству с зарубежными  товарами. Опыт порто-франко способствовал созданию таможенного  режима  Российской империи, протекционистского для отечественного предпринимательства и ввоза иностранного капитала. У истоков этой политики стояли выпускник  Новороссийского  университета  граф С.Ю. Витте и великий русский  ученый Д.И. Менделеев, судьба  которого  также связана с Одессой.

Д. И. Менделеев, проявивший  глубокий интерес к судьбам национальной экономики, являлся одним из авторов таможенного тарифа 1891 года — лучшего за всю историю России, включая современную. Ко времени создания знаменитого тарифа  в российской империи была создана инфрастуктура предпринимательской деятельности (программа строительства  железных дорог и торгового флота).

 

Феномен Одессы
«Жемчужина в русской короне»
Порто-франко в судьбе Одессы
Морские ворота Украины
Исторический центр города
Аркадия
Проспект Шевченко. Микрорайон Вузовский
Юридическая академия

 

Одесса. Лицом к морю и капитализму
Одесса с высоты
Капиталистическая Аркадия
Богатый Хутор Аркадия
Новый морской фасад «Золотого берега»
Большой Фонтан без фонтана
Замки у Черного моря
Собачий пляж и демократия
Ривьера по-одесски

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ