logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия





   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 - 2018


Украина. Институционная слабость региональной политики


Украина. Институционная слабость региональной политики. Институционная слабость государственного правления Украины обусловлена слепым копированием эффективных в другой культурной и социальной среде моделей.  В Украине в качестве образца была принята европейская модель модернизации государственного управления. Однако в условиях Восточной Европы и местного менталитета она дала негативный результат. На Украине не удалось создать цивилизованные статусные коммуникации для формирования национальной элиты.


За последние годы сложилась взрывоопасная диспропорция в распределение бюджетных средств по вертикали украинской власти. Роковыми для  региональной политики на Украине стали  2001, 2004 и 2009 гг. Чтобы скрыть территориальную дифференциацию регионов по их вкладу в ВВП страны украинская власть осуществила политику нивелирования. В результате принятых Кабинетом министров Украины  в 2001 году решений, большинство областей стали дотационными. Чтобы лишить украинские регионы экономического достоинства и усилить их зависимости от центральной власти. Области были обязаны большую часть  налоговых и других поступлений  перечислять в центр, и просить у него финансовые средства на решение местных проблем. Под предлогом концентрации средств для выплаты внешних долгов исполнительная власть  превратила регионы в просителей бюджетного финансирования. Исполнительная власть боялась экономически сильных регионов и пыталась присвоить себе право перераспределения  бюджетного финансирования. Кроме того, объявление  дотационными большинства  регионов позволяло временно скрыть экономическое неравенство между наиболее бедной  Западной и остальной Украиной, выступающей  донором. 


Согласно принятой вертикали исполнительной власти на Украине главы не только областных, но и районных администраций утверждаются президентом страны. По данным Счетной палаты Украины, если в 2001 году местные бюджеты имели 75 % собственных доходов и 25 % дотаций, то в 2009 году они имели 51 % собственных доходов и 49 % дотаций. В 2009 году  Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (новая редакция). Если в 1990-е годы было 27 местных бюджетов, то в дальнейшем — 685, то новый Бюджетный кодекс  предусматривал централизованное распределение 12 тыс. местных бюджетов,  формульный расчёт трансфертов прямых взаимоотношений между государственным бюджетом и непосредственно бюджетами сёл, посёлков и городов районного значения.


В настоящее время многие местные бюджеты и особенно районного и сельского уровня имеют дефицит даже по защищенным статьям. Не хватает денег на зарплату, медикаменты, питание детей, на оплату электроэнергии. У местных общин ограничены возможности для создания финансового фундамента развития. Практически исчерпаны возможности расширения доходной базы за счет новых местных налогов. В целях сохранения малого и среднего бизнеса необходимо сокращать местные налоги и сборы.


С учетом региональных различий в доходах и потреблении Киев осуществляет административное (нерыночное) перераспределение  ресурсов.  В условиях дефицита государственного бюджета Киев стремился урезать местные бюджеты, ограничить местное самоуправление путем централизованного перераспределения бюджетных средств. При этом, например, городские власти лишаются заинтересованности в создании благоприятного климата для развития производства. При «оранжевой» власти центр перераспределял бюджетный средства преимущественно в западные регионы, а при власти партии регионов – на Донбасс. Стало нормой, что административная область выполняет или перевыполняет бюджет по общегосударственным налогам и сборам, а Киев не выполняет своих обязательств перед регионами. И область вынуждена выпрашивать  бюджетные деньги даже на самые необходимые социальные нужды. А если местная власть не той политической ориентации, то проблема еще более обостряется.


Проводимая и незавершённая в недавнем прошлом административная реформа на основе имитации принципов европейского регионализма пыталась сделать еще более жесткую исполнительную вертикаль власти.


Украина, как член Совета Европы и Конгресса местных и региональных властей, обязана привести отечественное законодательство в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении. Крупные территориальные общины Украины должны знать свой вклад в экономику страны.


Важнейшей задачей регионализации внутри государства является передача части властных полномочий от столиц ы в регионы, перераспределение финансовых потоков и создании региональных центров деловой и  интеллектуальной деятельности.


В Украине необходима конституционная реформа, предусматривающая  институциональные регионы, которые  должны стать  субъектами международной экономической политики в области зарубежных инвестиций и выбора участия в международных региональных  группировках (союзах). Если не будет конституционной децентрализации, то территорию Украины могут де-факто поделить на зоны влияния различные финансово-промышленные группы и произойдет  феодальная федерализация.


Политика  «Восточного партнёрства»  и России, поставившая Украину перед жестким выбором между ЕС и Россией,  привела к глубокому кризису украинской государственности.   Осуществление конституционной реформы и автономизацию регионов позволит создать мост между Европейским Союзом и Россией. Украина должна оставаться нейтральным и дружественным России государством с сохранением обширных экономических связей.  Автономизация регионов должна предоставить им право субъектов международных экономических отношений. Тогда возможно участие западных регионов Украины в зоне свободной торговли с ЕС, а юго-восточных  регионов — с Таможенным Союзом.


На международном уровне автономизацию  украинских регионов необходимо совместить с решением тлеющих геополитических конфликтов (Приднестровская республика, Гагаузия). 


Литература:
Дергачев В. Институционная слабость региональной политики в Украине. — Интернет-портал «Институт геополитики».
Дергачев В.А. ГЕОЭКОНОМИКА УКРАИНЫ (теоретические и прикладные основы). Научная монография. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2002. 

Дергачев В.А. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УКРАИНЫ. Научная монография. Электронное издание на CD. Издательский проект профессора Дергачева, 2011.


 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ