logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Турция. На западных рубежах Шёлкового пути

Владимир Дергачев

 

a

После многолетних рассуждений  о возрождении Великого шёлкового пути, пока действует в экстенсивном режиме Первый (северный) Евроазиатский  трансконтинентальный  транспортный коридор   из Китая через Казахстан и Россию в страны Евросоюза. Ежегодно здесь проходит  140 контейнерных поездов.


Китай ведет активную политику по реализации  Второго (центрального)  Евроазиатского  трансконтинентального  транспортного коридора через Центральную Азию и Южный Кавказ или  Иран и Ближний Восток. Пока техническим и одновременно политическим вопросом является стандарт железнодорожной колеи. Железные дороги  Центральной Азии имеют широкую российскую колею, а Китая —  узкую европейскую. И если в Центральной Азии еще продолжаются переговоры о  маршруте железнодорожной магистрали, но на Южном Кавказе трасса пройдет через Грузию и Азербайджан.


Второй Евроазиатский  трансконтинентальный  транспортный коридор пройдет из Китая через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Каспий (морской паром), Азербайджан, Грузию и Турцию в станы Евросоюза.  Здесь исключительную активность по реализации проекта проявляют Турция,  Китай и Азербайджан. 


Турция создает скоростную  железнодорожную магистраль протяжённостью более полутора  тысяч километров от города Эдирне на границе с Болгарией и Грецией через Стамбул и Анкару до Карса на востоке страны. Строительство будет завершено к 2023 году и тогда время в пути по этой трассе составит 8 часов.


Ключевым звеном этой трассы  стал подводный железнодорожный тоннель Мармарай (Мраморное море + рельс) протяженностью 13,6 км, в том числе 1,5 км под Босфором. Его строительство было завершено в 2013 году турецко-японским концерном. Стоимость проекта туннеля с подъездными путями — $ 4,5 млрд.1  

 

Трасса тоннеля Мармарай в Стамбуле
g


Туннель  является частью проекта центральной магистрали  Великого Шёлкового пути. Сооружается так же  третий автомобильно-железнодорожный мост через Босфор. 


В 2005 году  было подписано межгосударственное соглашение  о строительстве железной дороги  Карс (Турция) – Баку (Азербайджан) через Грузию в обход Армении. Общая протяженность  железной дороги Карс – Баку  составит 826 км после строительства  небольшого 105-километрового участка Карс – Ахалкалаки. Стоимость проекта с учетом модернизации существущей железной дороги и 2,5-километрового туннеля на турецко-грузинсокй границе составит $1,5  млрд.


Строительство уже осуществлялось за счет Азербайджана и Турции, а Грузия получила льготный кредит от Баку в размере $ 775 млн. Но в дальнейшем из-за грузино-российского конфликта строительство прекратилось. В 2012 году достигнута договорённость Анкары с Пекином о совместном участии в реализации проекта Второго Евроазиатского  трансконтинентального  транспортного коридора. Китай намерен вложить в проект $ 35 млрд.


В 2013 году азербайджанская компания «SOCAR Turkiyе» заложила фундамент  торгового порта Petkim Konteyner  вблизи Измира (в районе Алиага). Предусмотрено строительство контейнерного терминала, способного  обрабатывать до 4 млн. контейнеров в год. Стоимость проекта $400 млн. Таким образом, Азербайджан получит выход в Средиземноморье и Мировой океан, грузы к порту  будут доставляться  железной дорогой. 


Учитывая, что реализуемый Второй Евроазиатский  трансконтинентальный  транспортный коридор проходит через регионы с возможной политической нестабильностью и множеством количеством государственных  и таможенных границ, китайская экономическая дипломатия активно продвигает возможность создания  еще одно ветви Второго Евроазиатского коридора из Китая через Туркменистан, Афганистан, Иран и Турцию (Эрзурум).   Практически, железнодорожная колея  уже проложена от Стамбула в Китай. Но она проходит через Иран, Туркменистан,  Узбекистан и Казахстан. Китай намерен оптимизировать  и сократить протяжённость пути за счет проекта через Таджикистан и Афганистан.


Существовал американский антироссийский проект международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Запад TRACECA. В 1998 году двенадцать стран Южного Кавказа, Черноморского региона  и Центральной Азии   подписали соглашение  по созданию  железнодорожного,  морского, воздушного  и автомобильного  транспортного коридора из Китая  в Европу в обход России. Однако нестабильность на Южном Кавказе и Украине, которая не вошла в Европейский Союз, практически похоронили этот проект. Наиболее реальный маршрут пройдет через Турцию. 

 
Проект TRACECA

http://www.railwaypro.com/wp/wp-content/uploads/2012/02/session-a-1pag15.jpg

1 Дмитрий Трещанин Великий шелковый путь в обход России. — http://rusplt.ru/world/marmaray.html?utm_source=smi2_russia&utm_medium=cpc&utm_campaign=russia

 

Битва за Евразию. Суперпроект века
«Дикий Запад» Поднебесной
«Мягкое» наступление Китая в Центральной Азии
Будет ли Евразийский Союз частью китайского суперпроекта?
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути
Европейские форпосты Китая
Крымский форпост Китая
Место Украины в евроазиатских транспортных проектах
Забытый евроазиатский транспортный коридор
Южный коридор Шёлкового пути
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану

 

Великий час кораблей пустыни
Огненная страна любви
Шёлковый путь верблюдов и туристов

 

Другие публикации по теме на Портале:
Великие пути человечества
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы

 

Драконы Великого Пути
Геополитика Великого Шелкового пути
Морские Драконы Китая

 

Новая геополитическая архитектура Евразии от Атлантики до Тихого океана
Особенности китайской геополитики
Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитики США

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ