logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Южный коридор Шёлкового пути

Владимир Дергачев

 

Kcyucy
Природный ландшафт китайской провинции Юньнань

 

Провинция Юньнань (в переводе с китайского «Южнее облаков») – юго-западный милитаризованный аванпост Китая, где значительная часть пограничных районов закрыта для иностранцев. Юньнань граничит на востоке с северной частью Мьянмы, на юге — с Лаосом и Вьетнамом. От соседних китайских провинций ее отделяет река Янцзы. Население провинции – 46 млн. жителей.  Столица и крупнейший город Куньмин (6,2 млн. жителей) расположена на высоте 2 км, поэтому здесь нет тропической жары. Отсюда поэтическое название «Город вечной весны». Небогатую провинцию называют «плавильным котлом народов» и одним из этнически разнообразных  регионов мира. Здесь кроме  китайцев (ханьцев), составляющих 67 % населения, проживают 24 народности тибето-бирманской, кхмерской и тайской групп.


***
Территория провинции Юньнань является историческим форпостом   на пересечении караванных путей  между странами Индокитая, Индией и Тибетом. При династии Хань (205 до н. э. — 220 н. э.) в целях расширения контроля над самой южной ветвью Шёлкового пути, идущего через Бирму и   Индию,  эта территория вошла в состав Поднебесной, но была утрачена из-за удалённости от Великой Китайской равнины (колыбели ханьцев).  Только при монгольском завоевании Китая  во второй половине 13 века большая часть Юньнаня  вошла в состав Поднебесной.


В конце 19 века, Франция, оккупировавшая Индокитай, объявила Юньнань сферой своего влияния и проложила в 1906 – 1910 гг. железную дорогу от Ханоя до Куньмина.


***
С начала Второй мировой войны в провинцию нахлынуло  большое количество беженцев из приморских районов Китая. С эвакуацией в Куньмин фабрик и университетов  город превратился в промышленный и интеллектуальный центр независимого Китая при правительстве Гоминьдана.
Во время Японо-китайской войны Куньмин стал главными воротами во внешний мир. Для этих целей гоминдановцы построили в 1937/39 гг.  Бирманскую дорогу Куньмин – Рангун длиной более 1100 км.  Три года она была жизненно важным путём из Китая во внешний мир. После захвата японцами большей части французского Индокитая, перевозки  по дороге прекратились,  основным стал воздушный мост с Бирмой и Индией (1941\42гг). 


По Бирманской дороге, а затем по воздушному мосту шла основная американская помощь по системе ленд-лиза блокированному Китаю. А от северного участка Бирманской дороги союзниками была проложена трасса Ледо до индийского  города Ассам. Следует обратить внимание, что Вашингтон сделал ставку на  Гоминьдан, тогда как Советский Союз оказывал братскую помощь китайским коммунистам.   

 

Транспортные коридоры во время Второй мировой войны
Allied lines of communication in Southeast Asia, 1942-43.jpg

При перевозке грузов и в воздушных боях союзники (американцы и англичане) потеряли более 600 самолётов и тысячу военнослужащих. После войны Бирманская дорога потерял стратегическое значение, но осталась в рабочем состоянии. 


В настоящее время в пригороде Куньмина создается Парк китайско-американской дружбы, посвященный памяти погибших во время Второй мировой войны. Парк будет расположен недалеко  от бывшего военного аэродрома американской эскадрильи «Летающие тигры»,  летчики которой оказывали помощь китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в годы Второй мировой войны. По проекту в Парке планируют возвести «Арка мира», памятник китайско-американской дружбы, «Стену памяти» и разбить «Лес памяти».


После ухода французов из Индокитая началась Вьетнамская война (1963—73) и Пекин с территории провинции Юньнань оказывал помощь коммунистам Вьетнама. Но после победы  над американцами, китайско-вьетнамские отношения ухудшились.  Китайская армия оккупировала  ряд приграничный территорий Вьетнама и до настоящего времени вдоль демаркационной линии установлена закрытая пограничная зона, где размещены военные базы.  


***
Столице провинции Юньнань «повезло» и при коммунистической власти. Во время «культурной революции» Куньмаин оказался местом ссылки интеллигенции из Пекина и Шанхая, что позитивно сказалось на интеллектуальной жизни города.


В ближайшем будущем произойдет модернизация Бирманской дороги и других местных трасс времен Второй мировой войны. Они будут использованы для возрождения самой южной ветви Шёлкового пути. 


В настоящее время на Евразийском континенте существует две Евроазиатских трансконтинентальных  железнодорожных магистралей  —  Первая от Владивостока до Роттердама, включая Транссиб и Вторая из порта  Ляньюньган (Китай) через Центральную Азию и Россию до Роттердама.  По Транссибу первые контейнерные поезда в Евросоюз пошли  еще в 1992 году.


Южный коридор ВШП или Третья Евроазиатская трансконтинентальная  железнодорожная  магистраль  пройдет из Китая (провинция Гуандун)  через Мьянму, Бангладеш, Индию, Пакистан, Иран, Турцию в страны Евросоюза (до Роттердама).  Общая протяженность трассы, соединяющей 21 государство, составит  около 15 тыс. км.  На большей части этого международного пути  уже действуют  железные дороги. Предстоит впервые проложить железную дорогу протяженностью до 2 тыс. км от Куньминя (Китай) до порта Читтагонг (Бангладеш). 


За последнее десятилетие товарооборот между Китаем и странами Юго-Восточной и Южной Азией увеличился более чем в 2 раза.  В 2010 году в Китае началось  строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Шанхай – Куньмин.  Протяженность участка  Чанша – Куньмин составит 1167 км, а проектная скорость поездов — 250 км/час. Время в пути сократится с 23 часов до 4,5 часов. 

 

В 2013 года в Китае было объявлено о начале реализации экономического коридора «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма».  В Куньмине прошло первое заседание четырехсторонней совместной рабочей группы Бангладеш, Китая, Индии и Мьянмы, посвященное рассмотрению программы по созданию экономического коридора BCIM (Бангладеш, Китай, Индия и Мьянма) как части «общего евразийского проекта».


В этой связи так называемый на Западе город-призрак Чэнгун в пригородах Куньминя имеет далеко не призрачное будущее. Чэнгун  начал строиться в 2003 году, его считают одним из самых больших среди городов-призраков Азии.


Города-призраки на службе геополитики

 

Город-спутник Куньмина является важным резервом для расширения мегаполиса, который станет после ввода в эксплуатацию южной ветви Шелкового пути  крупным коммуникационным центром.

 

Битва за Евразию. Суперпроект века
«Дикий Запад» Поднебесной
«Мягкое» наступление Китая в Центральной Азии
Будет ли Евразийский Союз частью китайского суперпроекта?
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути
Европейские форпосты Китая
Крымский форпост Китая
Место Украины в евроазиатских транспортных проектах
Забытый евроазиатский транспортный коридор
Южный коридор Шёлкового пути
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану

 

Великий час кораблей пустыни
Огненная страна любви
Шёлковый путь верблюдов и туристов

 

Другие публикации по теме на Портале:
Великие пути человечества
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы

 

Драконы Великого Пути
Геополитика Великого Шелкового пути
Морские Драконы Китая

 

Новая геополитическая архитектура Евразии от Атлантики до Тихого океана
Особенности китайской геополитики
Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитики США

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ