logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Последние статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Рейтинг@Mail.ru   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Хайдарпаша. «Дранг нах Остен». Багдадская и Хиджазская железные дороги

Владимир Дергачев

 

IMG_1747.JPG
Фотография Антона Дергачева

 

Железнодорожный вокзал Хайдарпаша на азиатской стороне Стамбула был сооружен в 1906—1908 годах по проекту немецких архитекторов как начальный пункт Багдадской железной дороги. Вокзал построен на искусственном полуострове и обслуживает азиатские пригороды Стамбула и восточную часть Турции. Хайдарпаша крупнее, но младше своего европейского «брата» Сиркеджи на двадцать лет.  Непосредственно от вокзала отходят паромы в европейскую часть Стамбула.

 

Канцлер Бисмарк стремился сохранять в Европе геополитический баланс  Германии с Россией.  Однако при кайзере Вильгельме II, унаследовавшего имперский трон в 1888 году и отправившего канцлера в отставку,  Берлин вернулся к геополитике «Дранг нах Остан» с новой мечтой – вымыть обувь германских промышленников  в водах Арабского моря (Персидского залива). Начиналась новая энергетическая эра, в которой нефть становилась кровью геополитики. В соперничестве с владычицей морей — Британской империей, Берлин сделал ставку на создание трансевразийской коммуникации — строительство Багдадской железной дороги к берегам Персидского залива с прохождением через район Масула, где было открыто крупнейшее месторождение нефти. Железная дорога была выгодна и турецкому султану для более эффективного управления обширной территорией империи, её экономического освоения. Кроме того, с  конца 19 века  у Османской империи  в Европе Германия оставалась единственным крупным союзником. С помощью Германии была модернизирована турецкая армия.


Султан предоставил  концессию на строительство дороги Deutsche Bank групп, а в Стамбуле  устроили пышный восточный прием германскому кайзеру и императрице, которой султан преподнес роскошный букет, среди лепестков цветов «затерялся» бриллиант внушительных уважения размеров.


Натиск Германии на Восток. Багдадская железная дорога и её ответвление в Хиджаз к Медине. 
http://wiki.laser.ru/images/e/ea/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%9C%D0%A1%D0%AD%29.jpg


Первым главой Deutsche Bank с 1870 до 1900 года был немецкий банкир и политик из дворянского рода Сименсов  — Георг фон Сименс (1839 – 1901). Создание банка совпало с объединением Германии и победой в франко-прусской войне. Уже с 80-х годов 19 века банк активно участвовал в финансировании строительства электростанций и железных дорог в Германии и за рубежом.   Построенная в Османской империи железная дорога Хайдар-паша (Стамбул) — Измит в 1877 году был продана немецкому банку, с помощью которого построена линия Измит – Конья – Эрегли (900 км) с ответвлением на Анкару. В 1899 году после визита кайзера Германии в Стамбул   Deutsche Bank с участием французского капитала подписал немецко-турецкое соглашение о концессии  на строительство и эксплуатацию Багдадской дороги до Персидского залива.  По проекту Багдадская железная дорога должна была пройти от Эрегли через средиземноморский порт Адан до Мосула, где были открыты крупные месторождения нефти. Затем по правому берегу реки Тигр железнодорожный путь прокладывался до Багдада и далее до Басры и Кувейта. От Багдадской дороги планировалось ответвление (узкоколейный путь) через Алеппо в Хиджаз до Мекки. Таким образом, Берлин должен был получить выход через Босфор к Багдаду и Арабскому морю (Персидскому заливу). 


Багдадская железная дорога. Фотография 1900 года

C:\Users\Владимир\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Baghdad_Railway_LOC_04665u.jpg

Отреставрированная старая фотография 1900 года

 

Германский натиск на Восток не устраивал Британскую и Российскую империй, имевших свои виды на Ближний и Средний Восток, а также Южную Азию. Началась Большая геополитическая игра.   Российская дипломатия добилась от Турции запрета для иностранных компаний на строительство железных дорог, ведущих к Кавказу. Чтобы ослабить русское влияние в Северной и Восточной Анатолии немцы реализовали проект переселения местного армянского населения в зону строительства Багдадской дороги. Армяне использовались здесь в качестве дешевой рабочей силы.


В 1911 году было заключено Потсдамское германо-российское соглашение, согласно которого Берлин признавал  российские геополитические интересы в Иране в обмен  невмешательства Санкт-Петербурга в  реализацию проекта Багдадской дороги.


Если с «русским медведем» удалось договориться, то «британский лев» оказался более несговорчивым. Британия настояла  на строительстве Багдадской  дороги только до Басры, а не до английского протектората Кувейта.  Согласно англо-турецкой конвенции 1913 года  Стамбул признавал британскую гегемонию в Персидском заливе.  Чтобы найти компромисс, Германия в 1914 году передала Британии право на строительство железной дороги южнее Багдада. 


Первая мировая война, проигранная Германией,  внесла коррективы в реализацию железнодорожного проекта. Часть простроенной дороги была передана Турции, участок  в районе Масула сдан в концессию французской компании, а к югу от Багдада дорога управлялась англичанами.  Только к лету 1940 года строительство Багдадской дороги было полностью завершено, и первый поезд отправился из Стамбула в Багдад.

Вокзал Хайдарпаша стал памятником геополитической политики Германской империи  на Ближнем Востоке.

 

C:\Users\Владимир\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\railway-18.jpg
http://www.arhinovosti.ru/wp-content/uploads/2014/01/railway-18.jpg

 

***
Хиджазская железная дорога.  Идя навстречу пожеланиям султана стать истинным правителем мусульманского мира Берлин начал реализацию скрытого проекта железной дороги в Хиджаз, по которой паломники  могли  направляться к святыням Медины и Мекки. Хиджазская дорога была построен в начале двадцатого столетия в течение восьми лет. Узкоколейна дорога от Алеппо через Дамаск была проложена к Медине, что облегчило паломникам-мусульманам совершать хадж к святым местам.  


Ответвление в Хиджаз к Медине построено раньше Багдадской железной дороги (1900 – 1908) при поддержке последнего турецкого султана  Абдул-Хамида II. По настоянию султана, желавшего обеспечить максимальный покой земле, по которой когда-то ходил Пророк Мухаммед, строители стелили под рельсы слой войлока. Дорога строилась преимущественно специализированными  железнодорожными батальонами турецкой армии  в экстремальных климатических условиях при нехватке воды. Кроме того, приходилось охранять железнодорожный путь от нападок бедуинов.  Во время Первой мировой войны дорога использовалась для перевозки  турецких войск и военных грузов. Поэтому британцы организовали арабские диверсионные группы, действующие под командование английского разведчика Томаса Эдвард Лоуренса Аравийского


По теме: Предательство арабов великими европейскими державами

 

Хиджазская железная дорога  в Османской империи, 1914 год.
http://svcomercio.info/uploads/posts/2016-09/147499884522.png


После распада Османской империи дорога оказалась на территории нескольких государств и была  разрушена за исключением  отдельных участков от Дамаска до Аммана и в районе Акабского залива.


Разрушенный участок Хиджазской железной дороги 

http://www.arastiralim.net/ilk/wp-content/uploads/2011/08/Hejaz-Railway-Saudi-Arabia-1997.jpg
http://www.arastiralim.net/ilk/wp-content/uploads/2011/08/Hejaz-Railway-Saudi-Arabia-1997.jpg


Рекомендую: Стамбул. «Азиатский» вокзал Хайдарпаша. —  http://periskop.livejournal.com/833824.html

 

Путешествие на яхте из Стамбула в Одессу. Босфор. Болгария. Румыния
Хайдарпаша. «Дранг нах Остен». Багдадская и Хиджазская железные дороги
Босфор. Крепостные бастионы
Дворцовый фасад Босфора
Босфор. Мосты между Европой и Азией
Судоходство Босфора

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ