logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Еврейская диаспора в поисках земель обетованных

Владимир Дергачев

 

звездаЕврейский народ уже более двух тысячелетий проживает  преимущественно в диаспоре и накопил  бесценный опыт культурного диалога на рубежах цивилизаций. Во второй половине ХХ века около 60% еврейского народа было сосредоточено на западных и восточных рубежах христианского мира, из них в  США и России, соответственно, 55 и 20%. В конце двадцатого столетия  эти еврейские общины сошлись на исторической родине. Государство Израиль аккумулирует  часть еврейской диаспоры, особенно капитал американской  и интеллект, высокий уровень образования  российских мигрантов. Численность русскоязычной  еврейской общины  в Израиле, особенно из России и Украины, достигла одного миллиона человек, что составляет 15 % населения страны. Израиль стал единственным постиндустриальным форпостом на социокультурных рубежах Ближнего Востока.


Современная численность евреев в мире оценивается  в 14 млн. человек.  В Израиле проживает 6,2 млн. евреев, в Соединённых Штатах Америки  - 5,4 млн., во  Франции - 478 тыс., в Канаде - 380 тыс. и Великобритании - 290 тыс.  


Численность еврейского населения по национальности или вероисповеданию (иудеи) не совпадает. Евреи это этнически религиозная группа (иудеи). Если, например, иудей принимает православие, то перестает быть истинным евреем.


В Российской империи насчитывалось до 5 млн. евреев, а в Советском Союзе — 1378 тыс. (1989).  В настоящее время в России осталось  190 тыс. евреев. На Украине численность евреев сократилась за период 1989 - 2013 гг. с 487 тыс. до 72 тыс.1. В 2014 году из Украины в Израиль репатриировалось 5800 евреев и членов их семей, почти в три раза больше, чем в 2013 году.  Более половины репатриантов из Донбасса, где на территории непризнанных ДНР и ЛНР проживает около 10 тыс. евреев2, а в Крыму — примерно 5 тыс. Таким образом, на территории, контролируемой Киевом,  на начало 2015 года  проживает немногим более 50 тыс. евреев.


Среди европейских стран в 2014 году по числу  репатриантов-евреев лидировала Франция, которую покинуло 7 тыс. евреев.


***
Евреи — «изначальные» маргиналы для христианства и ислама. Так, например, в средневековом  Толедо в эпоху войн с маврами сложилась прославленная еврейская школа  переводчиков — трансляторов  диалога  арабского и западноевропейского миров. Мировые центры еврейской культуры располагались на рубежах цивилизаций (Иерусалим, Гранада, Кордова, Вена, Одесса, Варшава и Нью-Йорк).


Для еврейского народа характерны глубокая религиозность, культ семьи, корпоративность, чувства избранности — мировой роли мессианства. Знаменательно, что современный  социализм  был основан Карлом Марксом — представителем еврейского народа, страстно ждущего счастья, рая на земле. Отсюда  устремленность к «светлому будущему» и готовность объявить  войну и разрушить  все исторические и священные  традиции, проявление национальной и религиозной  нетерпимости  к другим народам. Отмечается  большая склонность  евреев к революционной деятельности и созданию  новых социальных институтов. С евреями связаны  происхождение христианства и социализма, они впервые ввели в философию позитивизм, а в торговле — вексель. Можно без преувеличения сказать, что в истории свободной торговли и ростовщичества  евреи часто были впереди  других. Как писал немецкий писатель еврейского происхождения Эмиль Людвиг (1881-1948): «Я хоть и не считаю евреев солью земли; но наверняка они являются перцем Европы». Утрата исторической родины  и ландшафтов месторазвития  отложило отпечаток на многоликий еврейский народ в диаспоре, где у многих поколений евреев  отчизна сконцентрировалась в микрокосмосе  семьи.


***
В Восточной Европе  отмечается  несколько волн еврейской  миграции. Еврейская диаспора впервые появилась в Хазарском каганате. Благодаря грамотности, евреи стали лидерами  местной модернизации, вскоре в их руках оказалась  дипломатия, образование и торговля. Евреи заняли ведущее место в транзитной торговле на Великом шелковом пути из Китая на Запад.


В Киевскую Русь евреи пришли из Хазарии и с  Запада. Чтобы уверенно опираться на дружину, киевским  князьям требовались немалые деньги. В этих целях князь Святополк пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Уже в 1113 году, когда Святополк умер, в Киеве произошел еврейский погром. Киевляне расправились с еврейскими купцами, прибравшими к рукам торговлю рабами. Владимир Мономах, сохранив право на имущество, отказал евреям в праве на жительство. Евреи выехали на Запад. 


В 17 веке гонимые из Испании и Португалии евреи-ростовщики нашли приют в протестантской Голландии. Из Антверпена и Амстердама  они распространились в Германии и Австрии, других западноевропейских странах. Торговля стала престижным занятием евреев, тогда как традиционно местное население относилось отрицательно к коммерции. Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек отмечал в этой связи, что антисемитизм и антикапитализм восходят  к одному корню.


Вернер Зомбарт  выбрал евреев в качестве носителей капиталистического духа, отмечая их такие качества, как ум, бережливость, рассудительность и стремление к деньгам. Вместе с другими оппонентами он справедливо отмечал, что не евреи сделали капитализм, а капитализм сделал предприимчивыми евреев.


В 14 веке  король Польши Казимир Великий в целях обеспечения  притока денежных средств пригласил евреев-ростовщиков. В польских поместьях евреи становились доверенными  лицами местных панов - факторами, выжимавшими деньги из крестьян-арендаторов. Не случайно среди требований  казаков при Богдане Хмельницком было убрать евреев с Украины.


До 70-х годов 18 века проживание евреев в России было запрещено. Евреи все же селились  неофициально в пограничье.  После  разделов  Екатериной II Речи Посполитой  в Российской империи  возник  «еврейский вопрос» и была введена «черта оседлости», первоначальными сторонниками которой были  преимущественно  мелкие российские купцы.


Как отмечал историк Владлен Сироткин, по своему уставу 1807 года  российский купец имел легальное право на ... запой (до месяца), трактуемый как «болезнь души». Пока  «бизнесмен» похмелялся, торговля  не стояла на месте, и еврейские купцы  захватывали рынок. В конце 19 века по мере развития финансово-монополистического капитала более половины купцов в первых двух гильдиях уже составляли  евреи (при 3% от населения страны). Затянувшееся похмелье русских купцов закончилось  завистью и погромами под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию»3.


Крупная еврейская  эмиграция из Российской империи началась в царствовании Александра III,  когда прошли массовые  еврейские погромы в украинских губерниях. В результате с 1880 года до Первой мировой  войны Россию  покинуло три миллиона евреев. Большинство эмигрантов выехало в Америку и Европу, а около 40 тысяч переселилось в Южную Африку.


После  1917 года большевики осуществили  безуспешную попытку изменить образ жизни евреев. В 1927 году на Дальний Восток снаряжается  экспедиция Комитета по земельному устройству евреев-трудящихся. В связи с безработицей и отсутствием свободных мест для обработки  земли на западе страны  планировалось  переселить  60 тысяч  человек. В организованную Еврейскую автономную область в действительности  прибыло 18 тысяч,  из них 11 тысяч вернулось обратно, так как большинство евреев  составляли мелкие  торговцы и ремесленники, которые с ликвидацией безработицы смогли трудоустроиться в западных районах.


Евреи традиционно играли важную роль в модернизации  украинского общества, наряду с русскими и поляками. В пореформенное время в Российской империи  подавляющую часть  населения крупных городов составляли русские и евреи. Одесса  наряду с Веной стала одним из мировых центров еврейской культуры, польско-еврейским был Львов. После снятия ограничений на проживание многие местечки стали  исключительно еврейскими. В конце 19 века из 5,2 млн. евреев Российской империи на Украине  проживало более 2  млн. евреев, занимавшихся в основном  торговлей и ростовщичеством. С отменой крепостного права  модернизация украинского общества сопровождалась  нарастанием негативных тенденций, проявившихся  в общих  корнях антикапитализма и антисемитизма, в погромах 1881, 1903 - 1905,1919 гг.


В Восточной Европе сохранялась дифференциация евреев на культурно-рубежные  общности, среди которых выделялись русские евреи со своей судьбой и социокультурными ценностями и неукорененные  евреи  «на перепутье» с неустойчивой  маргинальной ориентацией. Именно они  после Октябрьской революции стали самыми левыми большевиками и украинскими шовинистами-самостийниками, а ныне сблизились с украинскими националистами и стали  вновь больше украинцами, чем сами украинцы.


Если в начале двадцатого столетия евреи были в первых рядах борцов за светлое коммунистическое будущее, то в настоящее время они — в  авангарде, выступающем за неолиберальную глобализацию. Европейский философ Карен Свасян так описывает роль евреев в современном мире: «Стать греком значило участвовать в греческой культуре, то есть, прежде всего, уметь говорить  и мыслить по-гречески. В сравнении с эти, стать евреем — сегодня, как и три тысячи лет назад, — значит стать некой «вещью в себе». Если греческая идентичность гарантируется культурой, то еврейская определяется единственно религией»4. Оттого есть русские, французские, испанские евреи, но нет еврейских русских, французов или испанцев. У еврея национальность и религия одно и то же.  Юдаизм (религия) есть тело, в котором иудейство (национальность) обитает как душа. Юдаизм, несмотря на свой подчеркнутый национальный характер, имеет значимость мировой религии и хочет относиться к миру, как дрожжи к тесту. «Иудейство, осознающее и формирующее себя в юдаизме, представляет собой некую сеть изоляторов в гетерогенных культурных пространствах.  Понятие гетто, которому после 1945 года принадлежит видное место в списке криминализированных понятий…, оказывается лишь исконным и прежде всего добровольным понятием еврейской оседлости, неким становищем еврейства в самой сердцевине чужого мира, в котором оно умудряется жить, не живя в нем»5.


Далее философ продолжает, что если инстинкт самосохранения у других народов осуществляется преимущественно через традицию, историю, нравы и обычаи, то еврейский инстинкт самосохранения не обнаруживает не малейшей тоски по прошлому, но всегда соотнесен с настоящим. Отсюда особенности еврейского чуда: где я, там Израиль.


По мнению Карена Свасьяна, в современной Германии евреев любят столь же невменяемо, как их ненавидели в эпоху национал-социализма. Немецким интеллектуалам не терпится быть больше евреями, чем сами евреи. Рудольф Штейнер считал сионистское движение врагом еврейства. Евреи должны  более внимательно приглядываться к людям, которые малюют им призраки. Сионизм является реваншем еврейства, его романтизм и опоздавшая на тысячелетия юность.


Карен Свасьян делает следующий, возможно, неожиданный для многих вывод: «Евреи, бывшие всегда в опасности, в разгар либерализма сами стали опасностью!6». Мы присутствуем при инаугурации  новой мировой религии. Как Наполеон, насаждающий французской кровью  английские идеи на континенте, судьбой и предназначением Соединенных Штатов является глобальная карикатуризация  иудейской избранности.  Американцы внушают миру, что кашлять или не кашлять,  можно было еще в истории, тогда как после неё никому не остается  уже иного выбора, как быть американцем. Конец истории провозглашается в стране, где история толком даже не начиналась. Америка стала идеальным полигоном и триумфом европейских пораженческих теорий.


***
С еврейской диаспорой связана деятельность сионистской организации «Сохнут» (Еврейское агентство для Израиля), сеть школ и заведений иудейского движения «Хабад-Любавич», «Всемирного союза ОРТ» (федерация автономных еврейских просветительских и благотворительных организаций),  Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт» и др.


Еврейская диаспора создала множество общественных организации, среди которых выделяются  Всемирный еврейский конгресс,  Американский  и Европейский еврейские конгрессы. На постсоветском пространстве в 2002 году по инициативе лидеров Еврейского конгресса Казахстана, Федерации еврейских организаций и общин России (Ваада России) и Ассоциации еврейских организаций и общин Украины (Ваада Украины) создан Евроазиатский еврейский конгресс.

 

Особенно велика роль в репатриацию евреев на историческую родину израильской спецслужбы  Натив, которой с 1992 по 1999 годы руководил  Яков Кедми, сыгравший важную роль в репатриации евреев из СССР/ России  в Израиль.

 

По теме:
Израильская спецслужба Натив
Экс-глава израильской спецслужбы Натив Яков Кедми

 

Глобальная геополитическая трансформация. Судьба крупнейших диаспор
Еврейская диаспора в поисках земель обетованных
Хазарский каганат
Проекты еврейской государственности в Восточной Европе
Новая Хазария. Конспирологический проект?

 


1 JEWISH POPULATION IN THE WORLD AND IN ISRAEL — Statistical Abstract of Israel 2013 - No. 64 Subject 2 - Table No. 11.

2 Ситуация с безопасностью в еврейской общине Украины. –http://eajc.org/page18/news50631.html

3 Сироткин В. Г. Вехи отечественной истории. — М.: Международные отношения, 1991.

4 Свасьян К.А. Дискурс, террор и еврейство. — Вопросы философии, 2005, № 2, с. 66.

5 Там же, с. 67.

6 Там же, с. 69.

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ