logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Последние статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Мартин Хайдеггер. Европейский философ, поддавшийся хмели «пивного» национализма

Владимир Дергачев

 

Картинки по запросу мартин хайдеггер цитаты
http://philosov.ru/uploads/posts/2017-07/1498971871_inx960x640.jpg

 

Выдающийся немецкий  мыслитель, один из крупнейших философов двадцатого столетия,  пророк восточной мысли на Западе, Мартин Хайдеггер (26 сентября 1889 — 26 мая 1976) дал новое направление европейской философии, является основоположником немецкого экзистенциализма,  акцентирующего своё внимание на существование уникальности бытия человека.


В философии экзистенциализма (существования) нашёл отражение кризис либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни. Экзистенциализм  стал иррациональной реакцией на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Среди ярких представителей экзистенциализма наряду с Хайдеггером можно назвать Карла Ясперса и Николая Бердяева, а среди предшественников — Блеза Паскаля, Григория Сковороду, Сёрена Кьеркегора, Франца Кафку, Федора Достоевского,  Льва Толстого, Фридриха Ницше и Генрика Ибсена.

 

Труды Мартина Хайдеггер стали доступны в России в основном после распада СССР, когда началось пиршество запрещенной философской мысли. И я впервые познакомился с мировоззрением философа по изданному в серии «Мыслители XX века» сборнику его трудов  «Время и бытие» в переводе В.В. Бибихина (М., Республика, 1993).  Труды философов трудны для перевода и, несмотря на критику русского перевода, жемчужины мысли философа произвели на меня неизгладимое  впечатление, а одна из них стала девизом интернет-портала «Институт геополитики».  Я в 90-е годы наслаждался пиршеством философской  мысли, хлынувшей через разрушенный «железный занавес». Но прошло время и в очередной раз в России пытаются труды европейских и высланных на «философском пароходе» русских религиозных мыслители довести до Абсолюта или догмы, как уже было с трудами Маркса и Энгельса.  Несмотря на то, что наступило другое время и другое бытие. Труды властителей западной философской мысли надо знать и одновременно помнить, что они был созданы в другой социокультурной среде.  В творчестве Хайдеггера-философа и Хайдеггера-человека я в основном обращаю внимание на то, что называю «геофилософией»

 

Мартин Хайдеггер родился в городке Мескирхе, расположенном в Шварцвальде в 80 км к югу от Штутгарта (сегодня здесь проживает 8 тыс. жителей)  в небогатой католической семье ремесленника и крестьянки. Благодаря поддержке католической церкви одаренный ребенок получает стипендию и обучается в семинарии (1903 – 1906) в Констанце, городке на юге Германии на границе со Швейцарией.   Затем обучение продолжается в семинарии и гимназии во Фрайбурге (1906 – 1909). Католическая церковь стипендии на ветер не бросает, и Мартина готовят к карьере священника. Осенью 1909 года он становится послушником в иезуитском монастыре, но вскоре его отсылают домой из-за болезни сердца.  Но вместо дома, Мартин поступает в Фрайбургский университет на теологический факультет, где у него наступает кризис в выбранной профессии, и он переходит на философский факультет (1911 – 1913).  Несмотря на это, продолжает получать стипендию (покровителем Хайдеггера становится  профессор-теолог Йозеф Зауер), но при условии его специализации по католической философии. 

 

Мескирх. Малая родина философа, здесь он родился и похоронен.  В центре — церковь святого Мартина, где пономарём служил отец Хайдеггера. Сегодня в местном замке расположен музей о жизни, друзьях и семье Хайдеггера.

C:\Users\Владимир\Desktop\Meßkirch_Blick_auf_die_Stadt.jpg
© Andreas  Praefcke.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/.jpg

 

В 1913 году Хайдеггер получает докторскую степень после защиты диссертации «Учение о суждении в психологизме», а уже через два года защищает габилитационную работу, то есть проходит процедуру получения высшей академической квалификации, следующей после учёной степени доктора. Это дает ему возможность занять должность приват-доцента на теологическом факультете Фрайбургского университета, где происходит окончательное охлаждение интереса к христианской философии под влиянием феноменологии Эдмунда Гуссерля.


Во время Первой мировой войны из-за проблем со здоровье Хайдеггер был признан условно годным, работал в ведомстве почтовой цензуры и на метеорологической станции (1915 – 1918).


В 1917 году Хайдеггер в возрасте 28 лет вступает в брак с прусской лютеранкой Эльфридой Петри (1893 – 1992). Свадьба была скромной. Приват-доцент Мартин Хайдеггер и студентка экономического факультета Эльфрида Петри венчались в университетской часовне, в Мюнстере.


Одним за другим рождаются два сына.
Картинки по запросу мартин Хайдеггер с женой
http://photos.geni.com/p13/af/0c/2c/e6/5344483f77f62b05/elfride_h_2_large.jpg

 

Эльфрида  была его первой студенткой 1915/16 года обучения. А где еще погруженному в мысли философу искать невест, которые, возможно, сами находят таких женихов? Как отмечают современники, Эльфрида был не только интеллектуалкой, но и истиной националисткой и антисемиткой. Она любила природу и философию, здоровый образ жизни, музыку и пешие походы по долинам Шварцвальда. Именно жена добивается покупки скромного шале («хижины») в деревне Тодтнауберг, ставшего памятным местом современной немецкой философии. Как и муж, она в личной жизни была увлекающей натурой и сторонницей свободного брака, и в 1920 году производит на свет внебрачного сына Германа. Философ к этому отнесся по философски, он постоянно живёт в пространстве мысли, и  не зацикливается на мелочах бытия, и с легкостью усыновляет ребенка.


После войны Мартин Хайдеггер возвращается на должность приват-доцента и становится ассистентом Эдмунда Гуссерля во Фрайбурге, начинается его дружба с Карлом Ясперсом, так же ставшим одним из крупнейших европейских мыслителей двадцатого столетия.


Лекции Хайдеггера пользуются популярностью и приносят ему славу «тайного короля философии». В 1923 году его приглашают в Марбургский (протестантский) университет (в нем учился когда-то Михайло Ломоносов).  Лето философ с семьей проводит в скромной «хижине» в Шварцвальде на склоне горы в Тодтнауберге. «Хижина» становится  на долгие годы «берлогой»  философа. Но вместо медвежьей спячки, здесь рождаются многие его труды.
Молодой и привлекательный приват-доцент не обделен женским вниманием. И самому истинному философу, как и настоящему поэту,  женщины-прелестницы  нужны для творческого вдохновения. Завистливые оппоненты вообще пишут, что он менял любовниц как перчатки. Но дело не в количестве любовниц, а в их качестве. И здесь философ оказался на высоте. В 1924 году начался его любовный роман  со студенткой Ханной Арендт (1906 – 1975), ставшей всемирно известным политическим философом. 


Но карьера философа превыше личных страстей, и Хайдеггер уже в 1925 году  отсылает свою любовницу для продолжения философского  образования к другу Карлу Ясперсу в Гейдельбергский университет.  В Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, особенно после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». В этой книге Мартин Хайдеггер продолжил тему о думающем человеке.  В ней впервые наглядно показана трагическая философия бытия, изменившая путь  европейской мысли. Да, что там философия,  сама жизнь  мыслителя в Германии двадцатого столетия  полна  драматизма.


В «Бытие и время» философ  попытался ответить на вечный вопрос «что делать?», когда  мир переполнен преобразователями  общества и природы. А попытка его изменить   закончилась  пожаром мировой войны, вспыхнувшим в недрах  европейской цивилизации. Ничего не надо делать говорит философ, пока нет ответа на вопрос «как начать думать?»: «Пока мы не вникнем мыслью в  то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Эта мысль оказалась на многие годы недоступной за «железным занавесом».


В 1928 году Мартин Хайдеггер возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку профессора Гуссерля.  В 1931 и 1932 годы Хайдеггер проводит зимние каникулы в «хижине», начинает проявлять симпатии к национал-социализму.  В 1930 и 1933 годы известного философа приглашают из провинции в Берлин, но он отказывается покинуть родную «почву».     

     
Весной 1933 года, после прихода нацистов к власти, Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета и вступает в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Ректор принимает активное участие в политической жизни, пользуясь нацисткой риторикой, осуществляет пропагандистские выступления в Лейпциге, Гейдельберге и Тюбингене. Он остаётся членом нацистской партии до мая 1945 года.  После краха Третьего Рейха ни разу не покаялся, как его сторонник. Хайдеггер-человек  оказался, как  и многие немецкие обыватели из пивных ресторанов Баварии,  очарован нацизмом.


Подробно:
К истокам «пивного» национализма. Знаменитый пивной ресторан Хофбройхаус,
где фюрер огласил программу нацистской партии

 

«Пивной» национализм прервал дружбу с Карлом Ясперсом, не принявшего  новую немецкую реальность и разочаровавшегося в обманчивой притягательности Хайдеггера. В 1934 году в результате «трения» на философском факультете и разногласия с партийными (нацистскими) инстанциями, Хайдеггер  уходит с поста ректора.


В 1936 году состоялись философские доклады Хайдеггера в Цюрихе и Риме.  В своих лекциях о Ницше  (1936 – 1940) Хайдеггер подвергает критике «властное мышление» национал-социализма. Гестапо начинает вести за ним наблюдение. В 1937 году Хайдеггер отказывается от участия в Международном философском конгрессе в Париже.


Зимой 1945 года Хайдеггер отправляется в Мескирх, чтобы привести в порядок и спрятать свои рукописи. После войны философ подвергается денацификации и суд подтверждает сознательную поддержку мыслителем нацистского режима, что приводит к отстранению его от преподавания до 1951 года. но даже в эти годы Хайдеггер публично не отказался от своих взглядов. И все же, произошедшее, особенно в 30-е годы,  травмировало философа, и он после войны как партизан начал бродить мыслью по лесным тропам Шварцвальда.


Ханна Арендт, бывшая студентка и возлюбленная Хайдеггера,  сделала много для очищения его имени от подозрений в симпатиях к нацистам. Критики (оппоненты) считали, что поддержка национал-социалистической партии была предопределена его философией и бросила тень на все мысли философа.


В феврале 1950 года Ханна Арендт навещает учителя, возобновляется переписка и дружба, как и с Карлом Ясперсом.  Хайдеггер снова начинает читать лекции. В 1959 году философу присваивают звание почетного гражданина Мескирха. В 1962 году состоялась  первая поездка в Грецию. Организуются регулярные философские семинары на родине.


С 1967 года Ханна Арендт после большого перерыва вновь приезжает к Хайдеггеру и с этого времени навещает его каждый год. В последние годы Хайдеггер в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на Восток, особенно к  дзэн-буддизму с его мистическим созерцанием.


В 1975 году в Германии выходит первый том полного собрания сочинений Хайдеггера. 


4 декабря 1975 года умерла Ханна Арендт. Образовалась «черная дыра», затягивающая восьмидесяти шестилетнего Хайдеггера и философ начал спокойно, сосредоточенно и отрешенно готовиться к смерти. 26 мая 1976 года, проснувшись утром с хорошим, бодрым самочувствием, Хайдеггер вскоре опять заснул…навсегда. Философ, согласно завещанию, был  похоронен на малой родине в Мескирхе.


***
Ранний Хайдеггер находился под сильным влиянием Аристотеля и теологии католической церкви.  Он считал, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт в истории западной философии. Начиная с Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку: «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия». 
В одном из своих «малых» философский поэм «Отрешенность» (1955)  Хайдеггер пишет: «Не надо дурачить  себя. Все мы,  включая  и тех,  кто думает по долгу службы,  достаточно  часто бедны мыслью,  мы слишком легко становимся  бездумными. Бездумность - зловещий гость,  которого  встретишь  повсюду в сегодняшнем мире, поскольку  сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение  полученное так же  поспешно и забывается».


Но это тривиальная мысль  скажет каждый, по крайней мере, иногда думать  надо, но «как начать думать»? И Хайдеггер рассуждает: «Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется «перепрыгнуть через себя». Достаточно остановиться на ближайшем и подумать о самом  близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом  клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории».  Для осмысляющего  мышления требуется  не только  усилие,  но  и умение ждать, когда   брошенное семя  даст урожай. 


В век мировых коммуникаций и мобильности человека, одни покидают родину в поисках  лучшей доли, других  изгоняют  многочисленные войны и конфликты. Но и те, кто остался на родине, часто утрачивают  укорененность.  Философ выносит приговор современному человеку: из самого духа века исходит угроза  утраты укорененности: «Природа стала лишь гигантской  бензоколонкой, источником  энергии для современной техники и промышленности». Что же  является основой и  почвой  для будущего укоренения? «Возможно, то, что мы ищем,— говорит философ, —  очень близко, так близко,  что мы его просто  проглядели.  Ведь путь к тому,  что близко, для нас  людей,  всегда самый  дальний и потому самый трудный. Это путь  размышления. Осмысляющее мышление требует от нас не цепляться односторонне за какое-то одно представление, сойти с привычной мысленной колеи, по которой мы мчимся все дальше и дальше…». Бездумность и  равнодушие к размышлению  есть  великая опасность  для человека.


В миниатюре «Проселок» (1949)  Хайдеггер возвращается на родной проселок, пролегающий  через луга и  поля: «Проселок столь же близок шагам мыслящего,  что и шагам  поселянина, ранним утром идущего на покос». И одинокий дуб у дороги  говорит  о долговечном и плодотворном, что «самородно-подлинное» вырастает  навстречу   широте неба и корениться в  темени земли. «Простота несложного  сберегает внутри себя в её  истине  загадку всего великого и непреходящего... Велика опасность, что в наши дни люди глухи к речам проселка». 


Философия Хайдеггера питается корням национальной культуры, родного «проселка». Но здесь кроится  и трагическая опасность  пограничного состояния  голоса «почвы, земли и крови». Как то неожиданно для самого философа  на германских  проселках  появились крестьяне, переобутые в  ботинки штурмовых отрядов, чей «голос крови»  требовал «жизненного пространства»  других народов. И для философа  идущего дорогой истины наступает момент, когда он должен  показать не только путь к истине, но и защитить её от толпы. Увы,  великий европейский философ  временно поддался хмели «пивного»  национализма. Сотрудничал с нацистами и боролся за расовую чистоту  во вверенном ему университете. Нацизм Хайдеггера не  вытекал прямо из его философии, однако отвращение к современной жизни и плюрализму привело к сотрудничеству с политическим движением, в основе которого триада мифического единства  Народа, Рейха и Фюрера.  Как говорил Ницше,  что может быть хуже,  чем ожидать  древнего грека, а встретить немца? Хайдеггер в самый худший момент германской  истории попытался вернуться к грекам  через немцев, перепутав  фашиста с творцом свободы1.


В интервью, опубликованном  в журнале «Шпигель» после смерти Хайдеггера, философ признался, что не способен судить «как вообще и какая политическая система  может соответствовать  техническому веку… Я не уверен, что такой системой является демократия».


***
Работы Мартина Хайдеггера оказали сильнейшее влияние на философию, теологию и другие гуманитарные науки двадцатого столетия. Мыслитель повлиял на становление экзистенциализма, постмодернизм и всей современной европейской философии. Известные философы Карл Ясперс, Клод Леви-Стросс, Георг Гадамер, Жан-Поль Сартр, Ханна Арендт, Жак Деррида и другие признавали его влияние.
Полное собрание сочинений  философа в Германии приближается к ста томам.  В 2014 году сенсацией стало издание дневников философа «Черных тетрадей» (94 – 96 тома), что вновь обострила проблему отношения Хайдеггера к нацизму.


Труды Хайдеггера отличаются не столько количеством,  а  качеством   продумывания родного  слова. Поэтому перевод  его мыслей  исключительно труден и требует настоящего подвига, чтобы состоялся диалог философа с читателем в пространстве другого  языка.


***
Критика философии Мартина Хайдеггера. Среди многочисленных оппонентов выделим высказывания современного европейского философа  Карена Свасьяна (тезисы)2: Западной философии по большому счету нет. Появляются совершенно ничтожные браконьеры мысли и провозглашаются величайшими философами. Мартину Хайдеггеру принадлежит честь быть первым дезертиром западной философии. Великую и трагическую работу мысли более чем двух тысячелетий он свёл просто к аграрной мистике. Профессор философии Хайдеггер перевел проблему философии в оккультное измерение, не желая ничего знать об оккультизме. Очень печально, что в России бредят им до сих пор.


В России существует  совершенно определенный культ традиции, исповедуемый так называемыми традиционалистами. Это форма сомнительного оккультизма, оперирующего  традиционалистскими понятиями и пытающаяся их воскресить в современности. Это типично русская ситуация пересадки чужого трансплантата. «В России всё еще нет гражданского общества, оттого надежды на реформы и преобразования суть надежды на фокусника, который за пятьсот ли дней или за тысячу и одну ночь сделает из неудавшегося коммунистического рая рай демократический. Странно, что этим до сих пор не занимаются психиатры».


«Фатальная ошибка либеральной демократической Европы – в отождествлении человека и бюргера, соответственно прав человека и прав бюргера. Эти понятия нельзя смешивать. Права – это всегда права гражданина. Человек прав не имеет. У судьбы не требуют прав. Абсурд начинается там, где гражданские привилегии переносят на духовную сферу».


***
Последовательным сторонником «пересадки чужого трансплантата» на русскую почву является идеолог евразийского движения  и полиглот Александр Дугин, выбравший философию Хайдеггера на роль «последнего Бога», спасителя России и всего мира от заразы атлантизма3.


Аргументы Дугина в защиту Хайдеггера (тезисы): Хайдеггер необходим любому, кто живет в сегодняшнем мире, в сегодняшней России, и хоть как-то пытается обосновать факт своего наличия,  присутствия.
Хайдеггер как самый западный из западных философов является величайшим мыслителем современности, входящим в плеяду лучших мыслителей Европы. В этом смысле его называют «принцем философов», «князем философов». Даже те, кого его философия оставляет равнодушными или кто с ней не согласен, опираясь на иные идеи и движения мысли, безусловно, признают его величие. В качестве просто великого философа мировой истории Хайдеггер общепризнан.


Хайдеггер  важен не только для профессиональных философов (современный философ, не знающий Хайдеггера, смешон), но и для людей, претендующих на минимальную компетентность в вопросах культуры – для гуманитариев, политиков, художников, психологов, социологов, всех тех, кто по зову сердца или по долгу службы имеет отношение к судьбе человека и человечества, общества, истории.


Философия Хайдеггера в советское время была идеологически неприемлема. Хайдеггер, как и многие другие немарксистские философы, был для советской философии закрыт. Его читали, переводили и обсуждали из-под полы, что наложило отпечаток на качество этого прочтения, переводов и обсуждений. Тем не менее, группа советских философов  во главе с покойным В.В. Бибихиным, зачинателем позднесоветской хайдеггерианской школы, все же сложилась, и из этого крайне немногочисленного кружка вышло большинство имеющихся переводов. Многие были сделаны еще в советское время и имели хождение в виде самиздата. Не ставя под сомнение искренность этих энтузиастов, следует заметить, что их переводческое творчество и степень проникновения в Хайдеггера оказались совершенно неудовлетворительными… Если тексты признать за корректный перевод трудов философа, то довольно быстро придется признать, с сожалением, что Хайдеггер сам не понимал, что он говорит и пишет. Одним словом, мы имеем  дело с полным бредом.


***
Хайдеггер оказался прав, двадцатый век  был переполнен преобразователями общества и природы, устремленных  в «светлое будущее». Попытки изменить мир закончились  пожаром  уже двух мировых войн,  вспыхнувших в недрах европейской цивилизации. И насущность  вечного вопроса «что делать»? обессмыслена, без хайдеггеровского ответа на вопрос  «как начать думать»: «Пока  мы не вникнем  мыслью в то, что  есть, мы никогда не сможем  принадлежать тому, что  будет».


Факт остаётся фактом, что западная философская мысль двадцатого столетия не избежала сближения с нацизмом. Две мировых войны были порождены в недрах западной цивилизации, где главным богом стала Мамона. И современный кризис европейской философии дополнился почитанием американизма. Американская сверхдержава, присвоив себе звание самой правильной страны в мире, с помощью самых справедливых бомб и ракет внедряет демократию по всему миру. А  европейские марионетки Соединённых Штатов ослепли от политкорректности и толерантности, не замечая радикального национализма и оказавшиеся беспомощными в борьбе с исламским фундаментализмом, корни которого берут начало и с европейской политике на Ближнем Востоке и предательства арабов великими европейскими державами


Философия Хайдеггера питается корням национальной культуры, родного «проселка». В современном мире этим путем идут многие новые независимые государства, образовавшиеся после распада Советского Союза». Но здесь кроится  и трагическая опасность  пограничного состояния  голоса «почвы, земли и крови».

 

«Малое расстояние — еще не близость. Большое расстояние — еще не даль». Мартин Хайдеггер
image.jpg
https://i.mycdn.me/image?id=835652745131&t=3&plc=WEB&tkn=*x0PBGHmXnCElB3CrUlAV9fA98zk

 

Мартин Хайдеггер. Европейский философ,
поддавшийся хмели «пивного» национализма

Философ, спустившийся из пространства мысли на грешную землю. Муза Мартинa Хайдеггера
Шварцвальд. Ландшафты вдохновения философа


1 Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. С. 141.

2 Наш гость философ Карен Свасьян. Карен Свасьян, Дмитрий Фьюче.  Два интервью.   — http://nietzsche.ru/project/meeting/swasian/

3 Алексей Апполонов   Неожиданные приключения Хайдеггера в России. — http://www.logosjournal.ru/arch/80/104_14.pdf
Александр Дугин Мартин Хайдеггер. Том 1. Философия другого Начала. — М., 2010.
Александр Дугин Мартин Хайдеггер. Том 2. Возможность русской философии. — М., 2010.
Александр Дугин  Мартин Хайдеггер. Последний Бог. — М., 2014.

 

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ