logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Зарубежный опыт развития городских агломераций

Владимир Дергачев

 


http://loveopium.ru/content/2016/06/london/08s.jpg

 

В результате глобализации усилился процесс урбанизации за счет поляризации социально-экономического пространства, увеличения концентрации населения и хозяйственной деятельности в крупных городах и их периферийных зонах. Городские агломерации становятся наиболее рациональной формой организации урбанизированных территорий1.


В мировой практике выделяется следующая иерархия: город – агломерация – мегаполис — мегалополис,  образующийся при объединении нескольких городских агломераций. Синонимом является термин «мегарегион» или «мегагород».


Городская агломерация как одна из основных стадий процесса урбанизации  кроме крупного городского ядра (ядер)  включает населенные пункты, объединённые интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации. Агломерационный социально-экономический эффект может достигаться  за счёт снижения издержек от территориальной концентрации производств и других объектов жизнедеятельности. Существенным недостатком этой формы урбанизации является  игнорирование существующего административно-территориального деления. Понятие «агломерации» не закреплено в нормативно-правовых актах большинства государств.


Агломерационный процесс связан не только с крупными городами, но может быть применен и к средним и к малым городам, имеющим  для этого объективные условия. Выделяются следующие модели управления городами, сложившиеся в разных регионах мира:

  • государственно-централизованная модель, где решающую роль играет государственное управление (характерна для стран Азиатско-Тихоокеанского региона);
  • фрагментированная, или секторная государственная модель (характерна для Европейского Союза);
  • модель государственно-частного сотрудничества (характерна для США).

Западные аналитики и урбанисты подчёркивают, что управление городскими агломерациями  является, в первую очередь, политическим процессом, где разнородные элементы общества налаживают и переопределяют взаимоотношения друг с другом. Деятельность «городских институтов должна основываться на признании политической природы любого распределения и перераспределения обязанностей и ресурсов внутри городской агломерации. В противном случае реформа обречена на провал»2.


Как добиться максимальной эффективности в осуществлении властью функций управления городской средой агломераций? Рассматривая децентрализацию в разных странах, британский экономист Джеймс Мэйнор выделил четыре условия. Успешные децентрализованные системы должны обладать: 

  • достаточной степенью контроля над важными сферами экономического развития и весомым влиянием в рамках данной политической системы;
  • финансовыми ресурсами;
  • административными мощностями, достаточными для выполнения ключевых задач;
  • развитым средним классом;
  • надёжными механизмами отчётности политиков (депутатов)  и чиновников3.

За рубежом предпринимались и предпринимаются многочисленные попытки повысить эффективность управления городскими агломерациями. Несмотря на это, простых решений по организации агломерации пока не существует. Но чем более гибки границы управляемой территории, тем выше вероятность, что удастся успешно справиться со всеми вызовами. Многочисленные эксперименты в области государственного городского управления показывают, что инновации наиболее эффективны, если являются результатами адаптации уже учреждённых институтов к новым условиям. Инновации должны быть достаточно гибкими, чтобы со временем приспособиться к меняющейся экономической и демографической среде в данной городской агломерации. При этом необходимо учитывать возможную трансформацию экономической деятельности, перераспределение богатства, смену технологических укладов, старение населения и другие причины. Легитимность институтов управления на каждом муниципальном уровне определяется тем, как горожане воспринимают их функционирование.


Эффективное развитие городских агломераций требует государственных ресурсов и управленческого подхода. Их стихийное развитие приводит к негативным последствиям для инфраструктуры, развития транспорта, увеличения разрыва в доходах между агломерационным ядром и периферией. Поэтому в некоторых зарубежных странах  государство стимулирует межмуниципальные отношения в формирующихся агломерациях, поощряя этот процесс  временными финансовыми компенсациями4.


Во многих странах развитие агломераций увязывают с более широкими возможностями для привлечения инвестиций.  Поэтому в конце двадцатого столетия  появились многочисленные проекты создания свободных экономических зон  на основе крупных городов или вблизи агломерационного ядра. Вновь возникла проблема повышения административного  статуса  этих территории. Местные националистические партии и движения часто  рассматривают создание СЭЗ как продажу государственного суверенитета. Поэтому с учетом  всех реалий в последнее десятилетие стала активно внедряться  такая форма территориально-административного устройства как городские округа центрального подчинения,  получающие широкие права субъекта внешнеэкономической деятельности и преференции для привлечения иностранного капитала.  

 

В мире насчитывается свыше 600 агломераций с числом жителей более 1 миллиона, в том числе крупнейшая в начале нового века Токийская агломерация  (38 млн. жителей), которая уступила первенство китайским мегалополиса, формирующимся в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян (Жемчужной). Крупнейшая в Восточной Европе Московская агломерация насчитывает свыше 17 млн. человек. На Украине  старейшей является Одесская агломерация и полицентрические агломерации Донбасса и Днепра.  Из относительно новых  по численности населения выделяется Киевская агломерация.


Впервые масштабные исследования агломераций начались в Соединённых Штатах,  где для урбанизированных зон вокруг крупных городов с высокой плотностью населения и тесными экономическими связями было введено понятие метрополитенский статистический ареал (МСА) (англ. metropolitan statistical area). В Америке МСА определяются Бюро управления и бюджета США практически для всех городов с населением свыше 50 тыс. чел., не входящих в состав МСА более крупных соседних городов. МСА подразделяются на стандартные (такие, как Чикаго и Атланта) и консолидированные полицентрические конурбации, например, Миннеаполис—Сент-Пол. Большими единицами являются комбинированные статистические ареалы, состоящие из нескольких МСА.


МСА используются Бюро переписи населения США и другими американскими правительственными учреждениями только для статистических целей и не являются юридически зарегистрированными административными единицами.  Поэтому в дальнейшем при использовании опыта выделения метрополитенских статистических ареалов возникла насущная потребность в поиске новых форм не только изучении агломераций, но и их эффективного управления. Здесь в качестве одной из перспективных форм выделятся административные (городские) округа с более высоким статусом управления.  Так в Соединённых Штатах появилась новая административно-территориальная единица  — административный (городской) округ, который меньше, чем штат, и больше, чем город. Всего по данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3 140 округов. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населённых пунктов существенно различаются от штата к штату.

 

Европейский опыт. Наиболее успешный опыт урбанизации на основе агломераций  осуществлен в проектах  «Большой Лондон», «Большой Париж» и программе  реструктуризации региона Рейн-Рур.


«Большой Лондон» (8,8 млн. жителей, 2016) или просто «Лондон» состоит из 32 районов (боро) и Лондонского Сити. Термин «Большой Лондон» используется уже более столетия. К 1916 году впервые была разработана Программа магистралей Большого Лондона, а в 1927 году – План региона Большой Лондон.  Официально «Большой Лондон» как особая административно-территориальная единица Англии образован в 1965 году, путём объединения  административного графства Лондон, города-графства Лондонский Сити и частично ряда других соседних графств. С 1994 года он также является одним из девяти регионов Англии и до Brexit  единицей первого уровня в рамках Номенклатуры территориальных единиц для целей статистики (NUTS) Европейского Союза.


Администрация Большого Лондона (Greater London Authority) создана в 2000 году вместо упразднённого ранее Совета Большого Лондона и обеспечивает поддержку в работе Мэру Лондона и его команде. Также гражданами территориальной общины избирается Лондонская ассамблея. В отличие от избираемой должности Мэра и избираемой Ассамблеи (25 человек), администрация Большого Лондона является постоянно действующим органом, располагается в London City Hall. Ассамблея включает 14 членов — по одному от каждого из избирательных округов Большого Лондона и 11 членов — от каждой из партий, пропорционально набранным голосам.


Лондонский Сити является административно-территориальным образованием с особым статусом «Sui generis»  в центре региона «Большой Лондон». Это историческое ядро Лондона, город в городе, ядро средневекового древнеримского поселения, сменившего  за столетия портовые функции на  финансовые.  Он управляется Муниципальной корпорацией Лондонского Сити, возглавляемой лорд-мэром Лондона, который считается главой Сити и представляет интересы жителей за его пределами. Корпорация Лондонского Сити имеет собственный герб, уникальный политический статус, прослеживающийся со времён англосаксов и отражающий его особые отношения с короной. Лондон-Сити имеет права церемониального графства и городского района с особыми историческими привилегиями. У Сити есть собственная полиция, монарх может въехать на территорию Сити только с разрешения лорд-мэра. Сити с 1695 года наделён правами отдельного города, и у него есть своё правительство (12 управляющих).


Лондонский Сити  является крупным деловым и финансовым центром, общепризнанной столицей  мировой финансовой империи с девятнадцатого столетия. До настоящего времени Лондон возглавляет рейтинг мировых финансовых центров. Сити играет роль финансового центра Соединённого Королевства и занимает одно из важнейших мест в экономике страны, собирая около 2,5 % от ВВП Великобритании.

 

В Сити находятся и Лондонская фондовая биржа (акции и облигации), и Lloyd's of London (страхование) и Банк Англии, штаб-квартиры многих мировых финансовых компаний и юридических фирм. Здесь расположены офисы более чем 500 банков, и он является признанным лидером по торговле еврооблигациями, валютному обмену, заключению фьючерсных контрактов и мировому страхованию. Лондон является наибольшим в мире валютным рынком, причём большая часть торгов происходит в Лондонском Сити. Фунт стерлингов, валюта Великобритании, занимает четвёртое место в мире по покупаемости и третье по используемости в качестве резервной валюты.  В 1970-х в Сити развернулось строительство высоких офисных зданий, включая небоскрёбы Мэри-Экс и Эрон Тауэр.


Постоянно в Сити проживает около 7 тыс. человек, и свыше 300 тыс. человек здесь работают, в основном в сфере финансовых, страховых и юридических услуг.  В Сити существует уникальная избирательная система. Большая часть избирателей — бизнесмены, а также компании, расположенные в Сити. В различных избирательных округах, сложившихся ещё в средневековье, голосуют неравное количество граждан. В выборах участвуют как работающие в Сити бизнесмены, так и проживающие на его территории.

 

«Большой Париж». В 2008 году правительство Франции  на конкурсной основе утвердило проект комплексного развития «Большого Парижа», рассчитанного на 11 млн. жителей. Целью модернизации является решение трех ключевых проблем: реорганизация транспортных сетей, интеграция пригородных территорий и учет экологических проблем при развитии. Наиболее перспективным здесь является полицентрический тип агломерации, поэтому помимо основного города-ядра будет создано еще несколько ядер. В основе проекта лежат три ключевых принципа: соответствие Киотскому протоколу о сокращении вредных выбросов в атмосферу, интеграция пригородов, создание и переформирование транспортной инфраструктуры. Французские власти особо подчеркивают, что агломерация должна связать богатые и бедные районы и создать тысячи рабочих мест. Проект планируют реализовать к 2030 году. В 2010 году французский парламент одобрил закон о «Большом Париже», была создана компания La Société du Grand Paris, ответственная за разработку проекта транспортной сети и его последующую реализацию. 

 

Рейнско-Рурская агломерация (Германия). Здесь реализуется проект реструктуризации региона, включая создание «Экологического города будущего» (Ахен, Хамм и Херне). Целью данного проекта является демонстрация современной экологической перестройки города и улучшения депрессивных территорий. Городской бюджет выделяет средства для покупки земель, находящихся в непригодном для жизни состоянии, территория очищается от загрязнений. Далее выбираются проекты зданий, которые отбираются горожанами, и строятся на очищенных территориях. Только после этого новые сооружения распродаются или сдаются в аренду, тем самым возвращая деньги в бюджет. Результатом такой программы является старый порт в Дюссельдорфе, который за несколько лет преобразовался в модернизированный город в городе, ставший достопримечательностью.


Американский, а затем и европейский опыт исследования и управления агломерациями нашел широкое применение по всему миру, особенно в Латинской Америке и Китайской Народной республике с учетом местной специфики.

Самые крупные за последние два десятилетия эксперименты с городскими агломерациями проводились в Латинской Америке, где урбанизация достигла беспрецедентных масштабов  и вынудила власти пересмотреть способы эффективного управления городами. Сто лет назад в регионе не было ни одного города с населением больше миллиона.  В настоящее время их более пятидесяти, и четыре из них входят в десятку крупнейших мегаполисов мира: Сан-Паулу (17,5 млн.), Мехико (16,7 млн.), Буэнос-Айрес (12,6 млн.) и Рио-де-Жанейро (10,6 млн.). В нескольких городах, таких как Богота, Лима и Сантьяго, численность жителей превышает 5 миллионов, а ещё больше городов перешли отметку в 3 миллиона жителей. В границах этих мегаполисов сосредоточено более половины национальных производительных мощностей.  В результате Латинская Америка является самым урбанизированным регионом мира: четверо из пяти жителей проживают в больших городах.

 

Китайский опыт. В Китайской Народной Республике реализуются три новых стратегии национального развития.  Наряду с получившим широкую известность за рубежом суперпроектом «Один пояс  один путь» создаются мегалополисы (мегарегионы) Цзин-Цзинь-Цзи и экономического пояса  реки Янцзы5. Крупный мегалополис формируется в  дельте реки Чжуцзян  (Жемчужной). Китай стал мировым лидером по строительству высокоскоростных железных дорог. В стране осуществляется крупнейший в истории человечества проект по переброски водных ресурсов.


Китай постоянно устанавливает мировые рекорды  по масштабам реализуемых проектов. Часто китайские мегапроекты называют типичной «болезнью» Поднебесной, забывая масштабы государства. В Великом демографическом «океане» людей  более сотни городов с населением свыше одного миллиона жителей. Крупнейшие города  Китая в границах городских округов: Чунцин (30 млн.), Шанхай (25 млн.) и Пекин (22 млн.), а в границах города — Шанхай (10 млн.), Пекин (8 млн.) и  Чунцин (4 млн.) человек. Естественно, китайская центральная власть  ищет оптимальный вариант территориальной организации урбанизированных территорий. 


Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи. Правительство КНР объявило о планах создания мегарегиона Цзин-Цзинь-Цзи с центром в Пекине, население которого в границах городского округа составляет 22 млн. человек. Программа скоординированного развития мегарегиона, в котором проживает свыше 100 млн. человек и расположено 13 городов, предусматривает создание  мирового мегалополиса удобного для проживания с центром в столичном Пекине6. Первый иероглиф в название мегапроекта Цзин-Цзинь-Цзи означает «столица», второй взят от названия города Тяньцзинь, третий — старое название провинции Хэбэй.  Мегарегион занимает площадь в 205 тыс. кв. км (примерно равен площади Белоруссии), а население в перспективе составит 130 млн. человек (сравнимо с населением России). Китай, который часто зарубежные оппоненты обвинят в погоне за гигантизмом, нашел оригинальных выход в развитии крупнейших городов. Проекту Цзин-Цзинь-Цзи предшествовал опыт создания городских округов.


http://need.estate/images/NEWS/Asia/China/Beijing/Jing-Jin-Ji-region-2.jpgОсобое внимание уделяется транспортной логистики и созданию скоростных магистралей.  Важнейшим интеграционным фактором формирования мегалополиса являются высокоскоростные автобаны и железные дороги, которые позволят кардинально сократить время в пути на работу в столице. В результате можно жить на относительно большом расстоянии от крупнейшего города в местности, где жилье значительно дешевле столичного, а экология лучше, а работать в Пекине. Сегодня многим приходится добираться до работы из спальных пригородов в центр Пекина несколько часов, тратя нерационально время в многочисленных дорожных пробках. 


Мегапроект предусматривает перенос правительственных и административных зданий из центра Пекина в деревню Haojiaf, расположенную в восточном районе Тунчжоу столичного городского округа. Метро и шести полосный автобан уже проложены в эту пока сельскую местность. 


Китайская власть по примеру зарубежных столиц много лет пыталась безуспешно ограничить рост Пекина традиционными методами.  Согласно мегапроекту Пекин освободится от многих функций, что позволит сохранить ценную  историческую застройку и улучшить экологическую обстановку (спасти город от смога).  Стратегическая цель проекта — предотвратить хаотичное развитие путем установления скоординированных функциональных  зон и коридоров.


Пекин сохранит функции политической столицы государства, и будет развиваться при освобождении от несвойственных ему функций как центр науки и культуры, центр международных обменов и научно-технических инноваций.  В Пекине расположено более 50 штаб-квартир всемирно известных компаний, входящих в мировой рейтинг топ-500.  По этому показателю Пекин является мировым лидером.


Тяньцзинь с зоной свободной торговли  является морскими воротами столицы, крупнейшим в Северном Китае портовым центром международных морских перевозок.  Городская агломерация будет развиваться как всекитайская база передового производства  и проектно-конструкторских разработок. В городе-порте получат дальнейшее развитие высокотехнологичные, ориентированы на экспорт, производства.


В провинции  Хэбэй  будут размещены многие вынесенные столичные производства  и торговые рынки, созданы города-спальни, жители которых будут работать в столице. В провинции создадут  всекитайский парк современной коммерческой логистики, экспериментальный район трансформации и совершенствования производства, показательную зону интеграции города и деревни, зону поддержи экологической среды региона.


Мегарегион Цзин-Цзинь-Цзи испытывает особый дефицит водных ресурсов. Поэтому реализуется крупнейший в истории человечества проект по переброски водных ресурсов.


Анализ скоординированного развития региона Цзин-Цзинь-Цзи включает:

  • высокоуровневое планирование,
  • функциональную локализацию региона,
  • производственную реструктуризацию региона, 
  • рассредоточение  функций Пекина,
  • интеграцию транспорта, 
  • интеграцию сферы социального обслуживания, 
  • интеграцию защиты окружающей среды.

Защита окружающей среды в мегарегионе включает:

  • лесонасаждение (три лесозащитных полосы), устранение источников песчаных бурь, 
  • улучшения качества воздуха, сведение к нулю использование угля в главных городских зонах,
  • улучшение качества питьевой воды при одновременном сокращении  использования подземных вод,
  • создание современной интегрированной скоростной транспортной сети,
  • сооружение главного терминала нового аэропорта Пекина,
  • создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, 
  • обеспечение  народного благосостояния  в области медицины и образования,
  • переход в региональном развитии от моноцентризма к полицентризму.  

 

Экономический пояс реки Янцзы. В 2014 году китайское правительство впервые  обсудило с региональными властями план строительства экономического пояса вдоль крупнейшей в Китае реки Янцзы. Проект должен стать важной основой поступательного развития китайской экономики. Новый экономический пояс охватит городские агломерации Шанхай, Чунцин и провинции Цзянсу, Чжэцзян, Анхой, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу. Как известно, лидерами китайских реформ являются крупные приморские города и провинции. Поэтому наступило время идти вглубь страны по рекам, распространяя накопленный опыт развития экономики на внутриконтинентальные районы. Крупнейшая в Азии река Янцзы пересекает восточные, центральные и западные регионы Китая,  имеет уникальные преимущества и огромный потенциал возможностей.


Дельта реки Янцзы во главе с Шанхаем становится главным полюсом роста национальной экономики, тогда как центральные и западные районы представляют собой широкий плацдарм для дальнейшего развития. Экономический пояс реки Янцзы позволит ускорить  интеграционные процессы за счет формирования еще двух полюсов — городских кластеров в среднем течении реки  и экономической зоны Чэнду и Чунцин. Будущий экономический пояс станет мощным стимулом к развитию одной пятой территории страны с почти 600-миллионным населением.


Река Янцзы уже вышла на первое место в мире по грузовым перевозкам на внутренних реках, но сохраняет огромный неиспользованный потенциал. За время реализации проекта будет уделяться повышенное внимание охране окружающей среды, чтобы избежать загрязнения при создании новых производственных мощностей.


С экономическим поясом Янцзы связано развитие крупной городской агломерации Нинбо, которая должна разгрузить Шанхай от ряда функций в связи с формированием здесь нового мирового полюса экономичного и технологического развития, а так же валютно-финансового центра мирового масштаба.  Агломерация Нинбо (7,8 млн. жителей в границах городского округа) расположена на востоке провинции Чжэцзян у слияния трех рек, у выхода Великого Китайского канала к Восточно-Китайскому морю. На территории городского округа расположен крупнейший в мире порт с крупным контейнерным терминалом. Нинбо — один из  экономических лидеров  и крупнейших промышленных центров Китая. Здесь функционирует зона экономического и технологического развития.  В Нинбо размещается командование Восточно-Китайского Флота Народно-освободительной Армии Китая, включающей в зону ответственности и Тайвань.


Нинбо еще 2 тысячи лет тому назад играл важную торговую  роль на Великом шелковом пути. В средневековье удачное географическое положение ввело его в «тройку» основных морских ворот Поднебесной. В эпоху династии Тан Нинбо был одним из главных китайский портов у начала Великого шёлкового пути наряду с Янчжоу и Гуанчжоу. Во второй половине 19 века Нинбо стал свободным торговым городом, а его жителей за успехи в коммерции прозвали  «китайскими евреями» или «кликой из Нинбо». В дальнейшем выходцы из Нинбо оказались во многих зарубежных городах и  странах, некоторые из них стали известными бизнесменами.  Когда в Китае начались современные реформы многие из зарубежной «клики», вернулись на родину или стали вкладывать капитал в Нинбо, объявленный китайской властью  в 1984 году одним из 14 открытых приморских городов Китая.


Сегодня крупнейший в мире порт Нинбо объединяет Великий Шелковый путь и Морской Шёлковый путь, сохраняя многовековые функции стратегического морского центра Поднебесной на важнейшем перекрёстке севера и юга страны.  Нинбо является одним из крупнейших портово-промышленных центров Китая.  В 2016 году городской объем ВВП составил 854 млрд. юаней или 133 млрд. долларов США (для сравнения, ВВП Украины $93 млрд.). ВВП на душу населения  сравним со среднеевропейскими показателями ($18 тыс.). Внешнеторговый оборот — $100 млрд. Местные предприниматели создали свыше 2,4 тыс. компаний в 116 странах и регионах при общем объёме инвестиций в $13,5 млрд., а зарубежные инвестиции в Нимбо  достигли $7,3 млрд. 


Порт Нинбо-Чжоушань стал главным глубоководным портом в мире, в 2016 году его грузооборот составил 920 млн. тонн, а количество стандартных контейнеров достигло 21,6 млн. (4 место в мире). По итогам 2017 года преодолён рубеж в 1 млрд. тонн. Мощности порта планируется увеличить к 2020 году  до 1,25 млрд. тонн и 30 млн. стандартных контейнеров. Морской порт Нинбо-Чжоушань связан 236 маршрутами с 600 портами в более чем 100 странах и регионах мира. Это один из самых загруженных портов в материковом Китае. Портовый комплекс Нинбо объединяет несколько портов: Бейлунь, Чженьхай, старый порт Нинбо, Дакси и Чуаньшань. Рыбный порт Шипу, расположенный на территории городского округа Нинбо,   – один из четырех наиболее крупных рыбных портов Китая, колыбель китайского морского рыболовного промысла. У архипелага Чжоушань добывается почти 10% всех китайских морепродуктов. Местные устрицы, крабы, креветки, ракушки и рыба — исключительно полезные и самые экологически чистые в мире. 


Нинбо имеет собственный международный аэропорт Лишэ. Сообщение между некоторыми центрами городского округа осуществляется  скоростным метро и паромными переправами. Нинбо отделяет от Шанхая залив Ханчжоувань, через который проложен крупнейший в мире мост.  Высокоскоростным поездом путь в 154 км  из Нинбо в столицу провинции Ханчжоу занимает 20 минут. Власть городского округа установлены побратимские отношения со многими городами, в том числе  с Одессой.

 

Городской округ Нинбо центрального подчинения

Административно агломерация Нинбо имеет субпровинциальную структуру с четырьмя городскими районами Чжэньхай, Цыси на севере, Иньчжоу на юге, Цзянбэй на западе и Бэйлунь на востоке, а также двумя уездами Цыси на севере и Нинхай на юге.


Чжэньхай (500 тыс. жителей, 2015) является одним из четырех городских районов Нинбо. Здесь расположена крупная промышленная зона (Ningbo Petro-Chemical Economic and Technical Development Zone), где базируются предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей. Здесь находятся нефтяная и химическая корпорация, крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Китае, крупнейший завод по производству АБС-пластика и крупный портовый док.  Речной порт Чжэньхай является одним из пяти  подразделений крупнейшего порта Китая Нинбо—Чжоушань.


Городской район Бэйлунь (612 тыс. жителей) изначально был рыболовецкой деревней. Сегодня глубоководный порт Бэйлунь является одним из пяти подразделений порта Нинбо—Чжоушань и входит в Зону экономического и  технологического  развития Нинбо.  Здесь  расположена зона свободной торговли, работает крупная тепловая электростанция. 
На территории городского округа Нинбо  расположено много природных и исторических  достопримечательностей. Несмотря на развитую технологическую инфраструктуру, жители одного из крупнейших  портово-промышленных  городов страны чтят и хранят историческое достояние.


Учитывая, зарубежных опыт развития городских агломераций, в границах городского округа Нинбо сохранены другие муниципальные (городские и сельские)  образования и функционируют разные формы открытой экономики — зона экономического и технологического развития, зона свободной торговли, экспортно-промышленная зона, открытый город, открытый порт и другие. Создана гибкая и эффективная структура управления крупной городской агломерацией.


Мегалополис «Дельта реки Жемчужная» (ДРЖ) формируется в дельте реки Чжуцзян (Жемчужной), впадающей в Южно-Китайское море в районе Гуанчжоу. Он включает  9 городов и агломераций с населением свыше одного миллиона каждый и нескольких десятков других городских поселений  на площади около 7 тыс. км² (для сравнения: площадь Москвы составляет 2,5 тыс. км²).  Численность жителей мегалополиса  составляет 45 млн. человек и превышает население Аргентины, Украины, Канады или Австралии.  По прогнозам к 2030 году население ДРЖ превысит 80 - 100 млн. человек.


***
В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию  входящих в их состав муниципалитетов. Примером являются Большой Стокгольм и Большой Лондон, китайский Нимбо, создавшие внутри городских агломераций и округов муниципальные образования «второго уровня». При этом численность муниципальных чиновников и депутатов не растет, а сокращается. В целом ключевыми особенностями развития городских агломераций в зарубежных странах являются:

  • развитие  городской агломерации как единого целого, а не только города-ядра;
  • согласование интересов всех участников процесса;
  • стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование);
  • развитие территорий на единой проектной основе;
  • наличие правового обеспечения агломерационных процессов.

В текущем  столетии такая форма урбанизации как агломерация претендует на превращение в основу организации территорий, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека:

  • концентрация экономического и научно-технического потенциала;
  • эффективная реализация административно-организационных функций;
  • улучшение уровня и качества жизни;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование экономико-географического положения и местных ресурсов;
  • создание скоростной транспортной инфраструктуры  для маятниковой трудовой миграции.

Понятие «городская агломерация» во многих странах пока является в большей степени теоретическим определением для оценки особенностей регионального развития. Отсутствие правового обеспечения и официального статуса «агломерации» лишает органы местного самоуправления крупных городов стимула для развития.


Некоторые публикации по теме:

Владимир Дергачев Лондонский Сити. Столица мировой финансовой империи. —  http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/London/06.html
Владимир Дергачев Германия. Промышленные памятники Рура. — https://dergachev-va.livejournal.com/90453.html
Владимир Дергачев Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона.— http://dergachev.ru/geop_events/160318-01.html#.Wt4On2G-mMo
Владимир Дергачев Великие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи. —http://dergachev.ru/geop_events/221017-02.html#.Ws2yU2G-mMo
Владимир Дергачев Поднебесный морской Дракон. Крупнейший в мире порт-миллиардер Нинбо-Чжоушань.http://dergachev.ru/geop_events/291017-01.html#.Ws2xjGG-mMo
Владимир Дергачев Нью-Гонконг. Почему у них получилось, а у нас нет?http://dergachev.ru/geop_events/261117-02.html#.Ws4YpWG-mMo
Владимир Дергачев Особые зоны Китая. Архитектор и менеджеры китайского экономического чуда. —  http://dergachev.ru/geop_events/261117-03.html#.Ws4Y4GG-mMo

 


1 На основе зарубежных мониторинговых поездок автора на портале «Институт геополитики» и  электронном журнале ЛЖ опубликована серия статей не только о крупных европейских  и ближневосточных агломерациях (Лондон, Берлин, Рейн-Рур, Мюнхен, Стамбул, Абу-Даби), но и новейшем опыте их применения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Пекин, Нимбо, Шеньчжень, Сянган, Сингапур, Бангкок, Сайгон)  и Латинской Америке (Сантьяго-де Чили, Буэнос-Айрес, Рио де-Жанейро) и др.

2 Блэр А. Рубл (Blair A. Ruble) Мировой опыт в эпоху городских агломераций.— http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6609. Доктор Блэр, старший советник Института Кеннана (Kennan Institute), специалист по развитию и урбанистике, автор нескольких книг о России и Украине.

3 Manor J. The Political Economy of Democratic Decentralization. Washington, D. C.: World Bank Publications, 1999.

4 Анна Ёлшина Городские агломерации: теоретические проблемы и анализ зарубежного опыта. — http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56419

5 Владимир Дергачев Великие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи. — Интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.ru/geop_events/221017-02.html#.Ws2yU2G-mMo
Владимир Дергачев Нинбо. Город, рожденный морем и торговлей. –  https://dergachev-va.livejournal.com/199077.html

6 Чун Яту Интеграционное развитие региона Цзин-Цзинь-Цзи. — Китай, 2017, №4.

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ