logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Марш прощания с «Морским стартом»

Владимир Дергачев 10.03.2013

 

Международный проект «Морской старт»  был начат в 1996 году при участии американской аэрокосмической корпорации «Боинг» (40% акций), российской ракетно-космической корпорацией «Энергия», украинским производственным объединением «Южмаш» с Конструкторским бюро «Южное» и лучшей в мире ракетой «Зенит» (15 % акций) и норвежской компанией «Кварнер». Впервые в мировой практике была создана морская альтернатива наземным пусковым комплексам и осуществлено более 30 успешных запусков ракет. По прогнозам оптимистов в будущем проект должен был выйти на самоокупаемость при средней цене пуска в $80 млн. Но мировой финансовый кризис 2008 года внес коррективы и увеличил убытки, обусловленные коммерческой неэффективностью — не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков.


В 2009 году совместное предприятие Sea Launch («Морской старт») не смогло выплатить оператору телекоммуникационной связи Hughes Network Systems $52,3 млн. предоплаты и пеню за несвоевременно предоставленные пусковые услуги и Sea Launch объявил себя банкротом. В ходе банкротства выяснилось, что долги Sea Launch составляют $2,2 млрд. при активах стоимостью $498 млн. После банкротства корпорация «Боинг» отказалась от дальнейшего финансирования проекта, а основным владельцем стала российская корпорация «Энергия» с дочерней компанией (95%). Украинский Южмаш и КБ «Южное» выбыли из состава акционеров.


Охлаждению американцев к проекту способствовала и сложившая на Украине традиция назло москалям «продавать» разработанные совместно с  российскими конструкторами технологии, преимущественно в США или в Китай. Или как пишут в СМИ украинское участие в «Морском старте» способствовало бесплатной передаче США уникальных ракетных технологий1. И пылкая любовь к совместному проекту со стороны американцев улетучилась.


С 2009 до 2013 гг. было всего пять запусков ракет с морской платформы, т.е. в среднем по одному в год, что не обеспечивало коммерческую окупаемость (не менее 3-4 запусков в год).


1 февраля 2013 года при запуске ракеты-носителя с  плавучей платформы Odyssey произошло аварийное отключение двигателя первой ступени. Ракета, которая должна была вывести на геостационарную орбиту спутник связи Intelsat-27 (страховая стоимость $400 млн.), упала в Тихий океан.


Корпорация «Боинг» выставила иск на $350 млн. российской корпорации «Энергия» и украинскому  предприятию «Южмаш»  и конструкторскому бюро «Южное» за невыполнение контрактных обязательств. Причиной нештатного старта «Зенит-3SL» с американским спутником связи Intelsat-27 стал отказ бортового источника мощности, разработанного украинскими участниками проекта.


Морская нефтедобывающая самоходная платформа «Odyssey» была построена в 1984 году в Японии, дальнейшая её судьба сложилась трагически. В 1988 году во время эксплуатации в Северном море на платформе возник крупнейший пожар в истории морских катастроф. В 90-е годы она трижды ремонтировалась и переоборудовалась для буровых работ в России на Выборгском судостроительном заводе (1992), для проекта «Морской старт» на верфи в Норвегии (1997) и вновь в Выборге. 

«Морской старт» на верфи в Норвегии

 

Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander» построено в Глазго (Шотландия) в 1997 году специально для проекта «Морской старт».

Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»

 

В 2004 году по заказу «Южмаша» и под гарантии украинского правительства в Великобритании были выпущены облигации на $107 млн. под 8% годовых для финиширования проекта «Морской старт». Но в 2009 году корпорация Sea Launch («Морской старт») обанкротилась, Минфин Украины обязательства по облигациям погасил, а Южмаш оказался в должниках перед государством. Нехватка оборотных средств на предприятии была вызвана неоплаченными счетами за изготовление ракетоносителей «Зенит» для «Морского старта» и недостаточным объемом государственных заказов на аэрокосмическую продукцию. Предприятие стало работать три дня в неделю. В 2011 году Верховная Рада законодательно помогла избежать банкротства «Южмашу» и отсрочила выплаты по долговым обязательствам перед государством на 15 лет. Большие надежды возлагались на возобновление «Морского старта», выкупленного российской «Энергией».


Запуски ракет приходили в центрально части Тихого океана вблизи самого большого в мире атолла — острова Рождества (Кирибати).

проект «Морской старт»


Портфель заказов Южмаша на $1,3 млрд. позволял с оптимизмом смотреть в будущее. Предусматривалось изготовление ракет-носителей для наземных стартов на Байконуре и для «Морского старта», реализация национальной программы спутниковой системы связи, участие в реализации украинско-российского проекта самолета Ан-148. Был подписан контракт с американцами на изготовление ракетоносителя лёгкого класса, И наконец, осуществлялось совместное с Бразилией строительство космодрома Алкантара для запуска спутников с помощью украинского ракетоносителя «Циклон-4». Однако последний запуск ракеты по проекту «Морской старт» закончился катастрофой. Реализация проекта с Бразилией приостановлена из-за недостаточного финансирования с той и другой стороны. Первый запуск ракетоносителя «Циклон» в 2012 году сорван. Намеченная реструктуризация Южмаша с выносом непрофильных производств (троллейбусов, оборудования для ветровой энергетики и др.) тормозится отсутствием финансирования, технологическими проблемами и режимом секретности.


После неудачного запуска ракеты-носителя с американским спутником с морской платформы 1 февраля 2013 года аэрокосмическая корпорация «Боинг»  подала очередной иск в американский суд, требую возмещения ущерба и прошлых долгов в размере $355 млн., в том числе $223 млн. от российской «Энергии» и $132 млн. от украинских «Южмаша» и КБ «Южное». РКК «Энергия» пытается решить проблему за счет продажи проекта «Морской старт»  российскому государству и просит «Боинг»  подождать. Если это не произойдёт, то американцы могут арестовать плавучую платформу Odyssey с командным судном, которые базируются в порту Лонг-Бич (США, Калифорнию).


Кроме того в России началась проверка деятельности корпорации «Энергия». В СМИ имеется информация о завышенных ценах на двигатели российского «Энергомаша» для украинского ракетоносителя «Зенит»2.


У России были планы перебазировать платформу на бывшую советскую военно-морскую базу Камрань (Вьетнам) или на космодром Наро в Южной Корее. Но как развернуться дальнейшие события — покажет время.


Резюме

Практически выполнена стратегическая задача американской геополитики по разрушению совместного российско-украинского потенциала космической индустрии. Этому в первую очередь способствовали смена в России и на Украине общественных приоритетов созидания на безудержное потребление, отсутствие достойного финансирования и снижения качества космических технологий, катастрофическое снижение уровня компетентности «эффектных» менеджеров, коррупция и безответственность. Космическая индустрия в России и на Украине испытывает дефицит специалистов. Поезд мирового научно-технического прогресса ушел в новую технологическую эпоху. Остались разбитые коммуникации к очередному космическому взлёту и коррупция. Но надежда умирает последней…

1 Присняков В. Космический извозчик. — Зеркало недели, 11 ноября 2006 г. 

2 Ярослав ДМИТРЕНКО Космическое партнерство испортили деньги. — Еженедельник 2000, 15 – 21 февраля 2013 г.

 

Мировая космическая индустрия
Суровые будни российской космической стратегии
Космические взлеты и падения Украины
Марш прощания с «Морским стартом»

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ