logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Главный геополитический плацдарм Земли

Владимир Дергачев

 

Причал

Наиболее активная колонизация береговой зоны морей и океанов отмечалась в Средиземноморье (финикийская, греческая, римская), в Юго-Восточной Азии (индийская), колонизация Восточного побережья Африки (арабская), побережья Северной Америки (викингами). Наряду с земледельческими цивилизациями Двуречья, Египта, Индии и Китая, в береговой зоне средиземных и окраинных морей возникли «морские» государства или талассократии, осуществлявшие владычество над морем благодаря  военной и торговой мощи. Например, оживленная  торговля между Западом и Востоком способствовала формированию в Юго-Восточной Азии многочисленных талассократий, среди которых выделялась Великая морская империя Шривиджая (VIII - Х1V вв.).


Исключительно на морских  побережьях и островах (архипелагах) формировались греческая и римская  цивилизации. Великой морской державой  Средиземноморья являлся Карфаген. Впервые  раннеклассовое общество сложилось  не в материковой Греции, а на островах Эгейского моря, где была создана Минойская цивилизация, собравшая лучшие достижения ойкумены и ставшая колыбелью  европейской культуры. Минойская морская держава  длительное время контролировала восточное Средиземноморье, а в период расцветам (около 1700 г. до н.э.)  её мореходы выходили в Атлантику.


В эпоху  великой греческой колонизации (8-6 вв. до н.э.) были основаны  многочисленные  земледельческие  или торгово-земледельческие колонии на побережьях Средиземного и Черного морей.  В  Северном Причерноморье  были созданы  крупные колонии греков — Ольвия, Херсонес и Пантикапей. Греки возделывали на плодородных причерноморских землях хлеб и экспортировали его в другие полисы.  Соприкосновение  и взаимодействие античной и варварской культур в контактной этно-природной зоне привело к появлению  неповторимых и своеобразных  греко-скифской и греко-сарматской культуры.

 

Античная колонизация, продолжавшаяся  примерно тысячелетие (16-6 в. до н. э.), не смогла  стать плацдармом для колонизации вглубь Евразии и Африки. В средневековье  индийские купцы создают  крупные торговые  поселения  на побережье морей Юго-Восточной Азии, а аравийские арабы  колонизуют  восточное побережье  Африки, где основывают  портовые города-государства Малинди, Момбаса, Занзибар, Могадишо и др.


Высокая мореходная техника  позволила древним полинезийцам — людям каменного века — осуществить  преднамеренные плавания  задолго до викингов и Колумба. Однако  малочисленность полинезийцев и  слабость экономической базы  делали  их опыт недоступным для человечества.


Отличительная особенность  характерна для пионерной колонизации  береговой зоны  морей в доколумбовой Америке, где территория  первых  земледельческих культур  протянулась узкой полосой преимущественно  вдоль западной оконечности  срединной части материка. Здесь находилась колыбель  высокоразвитых цивилизаций Нового Света — индейская ойкумена.


Обращает  на себя внимание слабая хозяйственная освоенность  тихоокеанского побережья Мезоамерики и Южной Америки, заболоченного побережья Юкатана, что  дало  многим  исследователям  основание считать  о примитивном  искусстве мореплавания у коренных  жителей Мексики, Чили и Перу. Археологические  раскопки последних  десятилетий  позволили  выделить в доколумбовой Америке  центры мореплавания в Карибском море и на тихоокеанском побережье Южной Америки в районе залива Гуаякиль. Особенно выделялись достижения майяских мореходов или «финикийцев Нового Света» в освоении островов Карибского моря.


По обе стороны  от тихоокеанского побережья Южной Америки наблюдаются  самые большие высотные контрасты в мире: с одной стороны  высокогорная система Анд (свыше 6,5 км), а с другой — глубоководные  Перуанский и Чилийский океанические  желоба (с глубинами до 8 км). Между  океаном и Андами по природным условиям выделяются две зоны: пустынных  береговых равнин (Коста) и высокогорно-степное и  полупустынное  нагорье Анд (Сьерра). Древние цивилизации  формировались  преимущественно  в природной контактной зоне приморские равнины — горы, а не на тихоокеанском побережье. Пустынные  береговые равнины  и всякую  землю у морского  побережья индейцы  называли жаркой землей. Природно-климатические условия этой  зоны  на значительном протяжении были  неблагоприятными для жизни  аборигенов Америки и не способствовали  развитию земледелия.
Тихоокеанское  побережье доколумбовой Америки  было слабо  заселено и  не могло стать  форпостом  освоения вглубь континента, особенно при отсутствии  надежных природных коммуникаций типа река-море и безбрежных  просторов Тихого океана.


Таким образом,  природные факторы (климат, морские  течения и направления ветров,  рельеф и многие другие)  играли  важную роль в  пионерной колонизации  береговой зоны морей и океанов. Однако только в период  позднего  феодализма, овладев  техникой  мореплавания, наступил звездный час океанов. В эпоху Великих  географических открытий (ХV-ХVIII вв.)  береговая зона стала плацдармом колонизации вглубь континентов. Европейцы, истребляя  коренное  население, организовали многочисленные опорные военные и торговые  базы на побережье Америки, Африки, Южной и Восточной Азии. С этих  краевых  или приморских  очагов колонизации   началась экспансия  вглубь континентов.


Колониальная политика  осуществлялась, в частности,  специально  созданными  большими привилегированными торговыми  компаниями, среди которых  выделялись  крупные заморские  английская, голландская и французская Ост-Индские  компании, а так же голландская Вест-Индская компания.


Большая роль в освоении  береговой зоны Мирового океана принадлежит Российской империи. Русские Великие географические открытия  способствовали колонизации Сибири, побережья Арктики и дальневосточных морей. Заметное место в изучении  морских побережий  занимает Российско-Американская торговая компания (1799-1868 гг.), учрежденная в целях  колонизации  Русской Америки, включая Алеутские и Курильские острова. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и полезные ископаемые,  право организовывать экспедиции, занимать  вновь открытые земли и торговать с соседними странами. Только в 1804-1840 гг.  компания  при содействии русского правительства  организовала  25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных (И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского и др.). Эти экспедиции внести  выдающийся вклад  в изучение и освоение береговой зоны  Мирового океана, включая берега Антарктиды.


В результате  Великих географических открытий по выражению Фридриха Энгельса перед  взором  западноевропейцев  предстал весь земной шар и вместе  с  барьерами   малой родины  пали «тысячелетние рамки средневекового способа мышления». Перемещение в результате  Великих географических открытий торговых путей  из Средиземноморья в Атлантику способствовало  возвышению западноевропейских стран. Буржуазная цивилизация первоначально  начала  распространяться  вдоль  атлантического побережья.  В Западной Европе  произошла дифференциация на  морские и континентальные страны, и эти различия будут положены в основу многих более поздних геополитических концепций.   Фридрих Энгельс писал  о Центральной Европе середины Х1Х века: «...часть Германии отстала от  уровня  развития Западной Европы. Буржуазная цивилизация  распространялась  вдоль морских  берегов и по течению  больших рек. Земли же, лежащие далеко от моря, и особенно  неплодородные и труднопроходимые горные местности, оставались  убежищем варварства и феодализма».


Вследствие Великих географических открытий и перемещения торговых путей было подорвано  могущество талассократий  Венеции и Генуи. Одним из крупнейших  европейских центров  колонизации  заморских земель  стала испанская Севилья. Приходит в забвение  крупнейшая в мире  трансконтинентальная  коммуникация - Великий шелковый путь. Усиливается  демографическая аттрактивность береговой зоны морей и океанов. В рабовладельческую эпоху  самые крупные коммуникационные узлы и города мира  были преимущественно континентальными  или располагались на побережье средиземных морей (Афины с аванпортом, Сиракузы, Карфаген, Александрия, Рим с аванпортом и др.). В средневековье  мировые  городские полюса  сместились на побережье окраинных морей (Нанкин, Лондон и др.), а в дальнейшем  на берега открытого океана (Нью-Йорк, Токио, Рио-де-Жанейро и др.).


В 1400 г.  из десяти крупнейших городов  мира с населением более  100 тыс.  жителей в береговой  зоне окраинных морей выделялись Нанкин и Брюгге с аванпортом, а в средиземноморье — Венеция и Генуя. Столица Китайской империи  Нанкин насчитывала около 470 тыс. жителей, являлась одним из крупнейших городов мира и первым большим  портом на побережье окраинных морей Мирового океана.
На рубеже ХХ века  в мире насчитывалось 11 городов-миллионеров, в том числе 7 приморских, из них 4 было расположено на океанских  побережьях (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Шанхай). В первой половине ХХI столетия впервые в истории в десятке крупнейших мегаполисов не будет европейских городов,  лидерство перейдет к Азиатско-Тихоокеанскому региону, а все демографические полюса  будут расположены  на побережье открытого океана или  на удалении не более 200 км.


Мировое или региональное лидерство государства  зависит от его морской мощи. В зависимости от того, развивается  страна «лицом к морю» или нет,  меняется   её геополитическое и геоэкономическое положение. Это наглядно видно на примере Японии, Великобритании и Китая.


В феодальной Японии  были предприняты  меры  против  дальнейшей  морской торговли и кораблестроения, что способствовало в дальнейшем отсталости страны. Когда в середине ХIХ века  политическая ситуация изменилась, Япония наверстала упущенное. В Великобритании, наоборот, в средние века  поощрялось кораблестроение, империя заняла ведущее положение  в международной морской  торговле и стала «владычицей морей», крупнейшей колониальной державой.


В начале ХIII века усиливаются  внешнеторговые  морские связи Китая со странами Юго-Восточной Азии. Китайские мореплаватели  за восемь  десятилетий до Васка да Гамы открыли восточные берега Африки (1418 г.), их корабли заходили в гавани Вьетнама, Явы, Суматры, Индии, Ирана и Аравии. Все это способствовало  быстрому росту приморских  торгово-ремесленных центров. Однако внутриполитическая обстановка в Китае  в период Минской династии (после 1436 г.) привела к  усилению  натурализации  хозяйства и сокращению  внешних  морских торговых связей. Китай вступил на путь самоизоляции, пагубно  отразившейся на  развитии экономики страны и  чреватой для неё гибельными последствиями.


Уровень  развития навигационного искусства  в Китае ХI-ХIV вв. (применение компаса и др.) позволял  китайским мореплавателям  не только «оторваться» от берега и выйти в открытый океан, совершать  дальние   путешествия и стать колумбами Земли значительно  раньше европейцев. Но этого не произошло. Кроме социально-политических причин, обусловленных особенностями развития феодализма в Китае, следует обратить внимание на следующее обстоятельство.


Древние и средневековые  китайские мореплаватели  никогда  не пытались  пересечь  Тихий океан. Природные особенности  северотихоокеанского   круговорота (течений) и сезонной смены ветров благоприятствовали  мореплаванию в  морях Юго-Восточной Азии  и Индийского океана  и ограничивали возможность плавания на восток. Не случайно, многие  близлежащие к Азиатскому материку острова были открыты европейцами со стороны Америки.


Исторически анализ  целостного  процесса освоения человеком земной поверхности  свидетельствует о  его стадийности. При этом  смена стадий преимущественной колонизации  вглубь континентов или освоения  Мирового океана предшествовали «прибрежные революции», вызывающие рост  экономических и демографических полюсов в береговой зоне морей и океанов. В будущем будет происходить дальнейшая концентрация военной мощи, производства и населения в береговой  зоне Мирового океана, что обусловлено  особенностями его   географической структуры. В отличие от континентов, где в результате  экономической экспансии происходят  территориальные сдвиги в размещении  производства и населения, процесс хозяйственного освоения Мирового океана  начинается и заканчивается на морском берегу.

 

***
Морское положение государства дает открытый доступ к мировым рынкам и морским торговым путям, обеспечивающим самые дешевые и массовые перевозки грузов.


Социально-экономическая притягательность  береговой зоны Мирового океана обусловлена  особенностями многомерного  пространства Земли, основные коммуникационные узлы которого расположены на побережье открытых морей. Главные коммуникационные узлы являются теми «горячими точками»,  где государства, обладающие морской мощью, стремятся установить геополитический контроль. Как правило, это  открытые  портовые города, выполняющие военные и геоэкономические функции.  В береговой зоне осуществляется великий энергетический «обмен веществ» между океаносферой и континентами. Во второй половине ХХ века  особенно отчетливо проявились тенденции  индустриального «сдвига» к  морям и формирования  крупных портово-промышленных комплексов. Береговая зона стала  плацдармом развития  мировой экономики.


С конца 50-х годов в Западной Европе, США и Японии начали  создаваться припортовые промышленные зоны,  где размещались  металлургические,  нефтяные   и химические предприятия, ориентированные на  импортируемое морским транспортом сырье из развивающихся стран. Особое развитие получила  портовая металлургия в Японии, США и Великобритании.  Однако из-за обширных  площадей и негативного воздействия припортовых промышленных зон  на окружающую среду,  в дальнейшем были введены ограничения на развитие  тяжелой индустрии. Энергоемкие, трудоемкие   и экологически опасные производства начали размещаться в  припортовых зонах в развивающихся странах. Здесь  создавались экспортно-промышленные  зоны, где  производились  первичная обработка и обогащение  сырья. Научно-технический прогресс в  морском судоходстве  позволил  снизить транспортные  издержки на перевозку  грузов, что позволило  эффективно  эксплуатировать  богатые месторождения  энергетических и других ресурсов в отдаленных регионах.


Во второй половине ХХ века  сложились  мощные грузопотоки нефти, железной руды, угля и зерна,  превышающие  половину суммарного  объема всех  морских перевозок. Только за период 1950-1980 гг.  объем перевозок  массовых сырьевых грузов  увеличился с 0,5 до  3,7 млрд. т. Энергетический кризис способствовал внедрению энергосберегающих технологий в западных странах и  частичного сокращения зависимости от экспорта углеводородов. Кроме того, начали  интенсивно осваиваться  месторождения нефти и газа в Северном море и на  континентальном шельфе Мексиканского залива. В результате добычи нефти и газа на континентальном шельфе  сформировалась морская индустрия, включающая  буровые платформы,  трубопроводы к побережью, специализированные порты и океаническое машиностроение.


Береговая зона  является ареной  повышения  промысловой продуктивности  путем культивирования, выращивания и акклиматизации морских видов  рыбы, беспозвоночных и водорослей. Однако внедрение прогрессивных форм марикультуры встречает большие трудности из-за  капиталоемкости, высокой себестоимости продукции и недостаточной изученности большинства культивируемых видов. Наибольшее развитие марикультура получила в Японии, где наряду с новейшими  достижениями автоматики и электроники большое значение имеют  многолетний традиционный опыт  специалистов по  разведению водных организмов.


На побережьях морей и океанов расположены крупнейшие курортно-рекреационные зоны Земли. Многочисленные культурно-исторические и природные памятники позволяют здесь  сочетать отдых  и лечение с туризмом, что  усиливает эстетическую притягательность морских  побережий.


Подавляющая часть человечества  проживает  у тройной границы раздела литосферы, атмосферы и гидросферы (включая реки). Большинство людей планеты являются по существу приморскими жителями. Свыше  половины человечества  проживает  в приморской  100-километровой зоне, а в США - 80% населения страны. Численность населения на побережьях  растет быстрее, чем в континентальных районах.  Демографическая притягательность  морей   наглядно  иллюстрируется данными  демографов. За 1850-1990 гг.  доля населения  мира  в 200-километровой приморской  зоне   увеличилась с 49 до 59 %, в том числе в 50-километровой зоне с 25 до 32%.


В 1980 году  из 23 крупнейших городов мира  с населением  более 5 млн. человек 18 (включая города с аванпортами) было расположено  на побережьях или в непосредственной  близости к морям и открытому океану.  В начале ХХI века здесь будут сосредоточены  все крупнейшие мегаполисы  с население более 10 млн. человек (за исключением Мехико, Москвы,  Рейн-Рура): Токио, Осака, Шанхай, Сеул,  Пекин, Чунцин, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Бомбей, Калькутта, Джакарта, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и  Лондон, причем половина из них - в Азии. Вокруг крупнейших  мегаполисов сформировались приокеанические коммуникационные зоны  высокой деловой активности, сопоставимой  по валовому национальному продукту с крупнейшими странами мира: Атлантическое и Калифорнийское  побережья  в США, приморские районы Китая и Юго-Восточной Азии и Атлантическое побережье  Латинской Америки. 


В конце ХХ века  усилились противоречия  между  экономическими и экологическими, частными и общественными интересами  использования береговой зоны морей и океанов. Возникла острая необходимость в координации всех видов деятельности. Особенно это  наглядно проявилось в США, где в 1972 году Конгресс принял  Закон о рациональном  использовании и охране  ресурсов береговой зоны. В законодательном акте были определены её границы,  которые  включают  территориальные воды и приморские территории, непосредственно связанные с морем. Причем каждый штат  устанавливает  внутреннюю границу береговой зоны по своему усмотрению.


Согласно Закона в береговой зоне  решаются  проблемы «трех больших Э»: экономики, энергетики и экологии. Береговая зона рассматривается как пространство  наибольшей  концентрации морских работ, представляющее собой уникальное физико-географическое, экологическое, промышленное и социально-экономическое образование. Природа береговой зоны характеризуется как  бесценное  и невозобновимое богатство, источник промышленного сырья и энергии, продуктов питания и мест отдыха для миллионов людей. В 1975 году  было учреждено «Береговое общество США».


В настоящее время специальная комиссия при ООН занимается рассмотрением проблемы  продления ширины исключительной экономической морской зоны от 200 до 350 миль, что обострит борьбу за ресурсы Мирового океана. В крупных  державах  проблемы  береговой  зоны рассматриваются  в контексте наращивания морской мощи,  предусматривающей государственные программы  освоения ресурсов Мирового океана с учетом их военно-стратегического обеспечения.  При этом военно-морская мощь должна соответствовать  масштабам  океанической хозяйственной деятельности.

 

В конце ХХ  века проявилась  новая тенденция в промысловом освоении Мирового океана, характеризующаяся «возвратом»  к береговой зоне (континентальному шельфу) с целью  воспроизводства  биологических  ресурсов  (развитие  марихозяйства, биомелиорация и др.). Вместе с тем, по мере истощения  континентальных месторождений  топливно-энергетических и  других полезных ископаемых, человечество  все в больших масштабах  обращается  к идентичным ресурсам Мирового океана, в первую очередь континентального шельфа. Стоимость производства и  услуг морского хозяйства  стала сопоставима с валовым национальным продуктом крупнейших постиндустриальных стран. Особенно высокими темпами растет   добыча  нефти и газа на континентальном шельфе,  грузооборот  морского транспорта и круизное судоходство.


В результате вновь возрастает  геополитическое  и геоэкономическое положение  береговой зоны в качестве плацдарма очередной «прибрежной революции» и  новых геостратегических устремлений. В этой связи в геополитической теории Больших многомерных пространств выделяется геополитическое и геоэкономическое понятие  МОРЕМАР —  береговая зона или контактная (маргинальная, в смысле краевая) зона суша-море (океан),  исторический  плацдарм Великих географических открытий и колонизации Земли и создания геополитических и геоэкономических форпостов,  основа эксцентрированных  океанических природных  систем, главный экологический «двигатель» Мирового океана. Береговая зона морей и океанов играет  исключительно важную роль в становлении геополитической и геоэкономической мощи государства. Если страна развивается  «лицом к морю», то её мощь прирастает за счет открытости к миру. Когда страна становится  на путь изоляционизма,  возникает  угроза её распада  за счет утраты коммуникационных функций.


Понятие «береговая зона» имеет широкую трактовку. В географии и экономике она рассматривается как контактная зона суша-море, характеризующаяся  интенсивностью взаимодействия природных, экономических, демографических и других процессов. В традиционной геополитике — контактная зона противостояния Моря и  Континента,  плацдарм для геополитической экспансии (Римленд). В геоэкономике — контактная зона   между разными хозяйственными системами, например, свободные экономические зоны. В цивилизационной геополитике —  энергонасыщенные «берега» многомерного коммуникационного пространства между цивилизациями,  где взаимодействуют (конфликтуют) разные качества.


Береговая зона морей и океанов — главный геополитический  плацдарм, здесь сосредоточены  крупнейшие  центры военной мощи,  экономические и демографические полюса Земли. История человечества  неразрывно связана с береговой зоной — историческим форпостом  колонизации континентов и освоения Мирового океана. Углубление  международного  разделения труда, тенденции  глобализации и  регионализма  усиливают экономическую и демографическую  притягательность  береговой зоны морей и океанов. Береговая зона   становится «зоной жизненных интересов» отдельных государств. Деятельность человека в МОРЕМАРе предопределяет экологическое  будущее морей и океанов. Контактная зона суша-море  есть зона  интенсивного взаимодействия  природных (физических, химических, биологических) процессов, хозяйственной деятельности и антропогенного загрязнения. Её современное состояние  характеризуется  интенсификацией плотности приморского населения и возрастанием  антропогенного  воздействия на  природную среду.


Исходя из представлений  о целостности процесса освоения суши  и Мирового океана,  его пространственной дифференциации  и международно-правового режима,  береговая зона  является  одним из важнейших геополитических объектов Земли, где решаются  глобальные геоэкономические и геоэкологические проблемы. Здесь на рубежах  Моря и Континента в многомерном коммуникационном пространстве создается высокая созидательная или разрушительная энергетика,   обусловленная мощью государств, масштабами  экономической деятельности,  демографической притягательностью и  воздействием на природную среду.


МОРЕМАР включает  континентальный шельф  и приморскую зону, его площадь, примерно,  составляет 36 млн. кв. км или 7% поверхности Земли (при длине береговой линии  Мирового океана свыше 1,5 млн. км и условной ширины приморской зоны в 3 км). Таким образом, по площади МОРЕМАР занимает второе место среди материков (после Евразии) и  четвертое  среди океанов. В настоящее время в МОРЕМАРе сосредоточено 98 %  морской  хозяйственной деятельности и половина военной мощи мира. Римленд является частным случаем МОРЕМАРА, так как включает только часть приморской зоны Евразии. В современном мире доминирует евразийская геополитика с повышенным вниманием к Римленду. В будущем,  по мере расширения освоения энергетических ресурсов Мирового океана, в первую очередь континентального шельфа, МОРЕМАР станет ключевым объектом геополитики.


Из анализа  пространственной дифференциации освоения  человеком Мирового океана следует вывод, что его геоэкономические и геоэкологические проблемы являются не глобальными вообще, а, в первую очередь,  проблемами освоения  береговой зоны. Локальные  масштабы деятельности человека  в береговой  зоне могут иметь глобальные (необратимые и негативные) экологические последствия. Пиратский лозунг: «кто владеет  морями и океанами, тот владеет  миром» был  важной составляющей геополитики  прошлого. В двадцатом столетии геополитика моря приобрела новое содержание: «кто контролирует  береговую зону, тот контролирует  геоэкономическое и экологическое будущее Мирового океана и человечества».


Источник:

Дергачев В.А. Геополитическая теория Больших многомерных пространств. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011. – 32 п. л. ISBN 978-966-02-6012-2

Великий час океанов
Геополитика Мирового океана
Противостояние сверхдержав. Проигранная битва за Мировой океан
Циркумграничная природа Мирового океана
Главный геополитический плацдарм Земли
Районирование Мирового океана. Как разделить неделимое?
Большие геополитические пространства и стратегические проливы Мирового океана
Великий морской путь, пиратство и борьба за контроль коммуникации

 


Вверх

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ