logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

Владимир Дергачев

 

«Мы определяем мир  в зависимости от того или иного типа связности пространства. Пространство другой природы дало бы другой мир». Мераб Мамардашвили 1


Множество миров Больших пространств  образуют  неведомый Великий океан многомерного коммуникационного пространства, в котором связующим звеном служит коммуникация.   


Коммуникация (от лат. — делаю общим, связываю, общаюсь, совещаюсь с кем-либо)  — понятие, имеющее  универсальный смысл, раскрывающийся в конкретном  географическом,  историческом,  социокультурном, социопсихологическом,  экономическом, информационном и других  пространствах (коммуникация  политическая, социальная, экономическая,  межкультурная, межнациональная,  научная, технологическая (буквы алфавита и цифры).


В материально-практическом смысле «коммуникация»  означает пути сообщения, транспорта  и связи.  В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Как правило, общение  посредством речевой или  какой-либо другой деятельности, основанной на использовании знаков, выражается понятием «коммуникативный». Традиция как коммуникация во времени осуществляет трансляцию от поколения к поколению социокультурных ценностей и письменности. Разновидностями трансграничной коммуникации в социокультурном пространстве являются комплиментарные  этнические отношения, а в экономическом пространстве — коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости  торгового, промышленного и финансового капитала (свободные экономические зоны и др.).


Коммуникация в духовной сфере  трактуется (по Карлу Ясперсу) как процесс,  в котором Я действительно становится  самим собой благодаря тому, что оно  обнаруживает себя в другом. Выделяется  три типа коммуникации —  межличностная, формально-правовая и неформальная  общин (органическая целостность людей, объединенных на национальной или духовной  основе). Вне коммуникации невозможна человеческая свобода.  Экзистенциальная философия   строится на почве коммуникации: подлинная связь между народами — духовная, а не родовая, не природная. Условием общечеловеческой коммуникации Ясперс считал общий духовный источник всего человечества — «осевую эпоху».


Один из видных  представителей философской школы «диалогического мышления» Ойген Розеншток-Хюсси (1994) выделял несколько  кризисных  состояний  современного общества: анархию, упадок,  революцию и войну. Анархия препятствует  кооперации, раскалывает целое на части, где каждый  стремиться нажить состояние и ухватить  больше, чем  ему положено  членством в сообществе.  Упадок — это болезнь либерализма, неспособность  вдохновить  следующее  поколение  своими идеалами и целями. Преодолеть  анархию можно через достижение  состояния единодушия, а избавиться от  упадка — с помощью веры в то, чего еще никогда не было.


Каждое кризисное состояние  связано  с пространственно-временными характеристиками  человеческого сосуществования, в том числе  анархия, соотносится с внутренним пространством, а упадок — с  осью времени, направленной назад. На фронтах  этого так называемого Креста действительности  общество ведет  борьбу  за «выживание», укрепляя посредством  речи оси  времени и пространства.  В расколотом пространстве-времени, обусловленным прорывом одного из фронтов, нарушаются  межличностные  коммуникации, а значит,  отсутствует  возможность общения.  Таким образом,   возможности  языка создают  и разрушают межличностные  коммуникации.  Здесь первостепенное  значение  имеет  полихронность  общества, разница во времени между говорящим и слушающим. Умеющий слушать  может пойти дальше  говорящего, однако  в реальной жизни духовная преемственность  зависит от многих факторов. Но слово, сказанное  в полную силу,  может начать  действовать  и превращаться в действительность.


В многомерном пространстве межличностных коммуникаций создается энергетическое напряжение  между владеющим знанием  транслятором и  умеющим слушать  рецептором.  Такие фундаментальные  понятия как «центр» и «периферия» существуют не только в географическом и экономическом,  но и в духовном,  социокультурном или информационном пространстве. Когда разрушается  центр  или верхний «страт»  коммуникационного пространства, вскрываются маргинальные  рубежи.  В духовном пространстве, когда исчезает Вера (Бог),  центр поглощается периферией. И тогда люмпены души  без чести, стыда и совести  временно  торжествуют в социуме.


В геополитике особое место занимают статусные коммуникации — стремительно меняющаяся  иерархия статусов  силового, экономического и цивилизационного   могущества  ведущих мировых держав.  В традиционной (классической) геополитике  в центре международных отношений ставится негативность коммуникации — конфликтность, как реакция на изоляцию пространства от внешнего мира. При этом конфликт возникает  и как «возмутитель спокойствия», и в качестве  созидательной функции новой коммуникации.


В современном социальном пространстве, согласно коммунитарной теории «третьего пути», ключевым социальным элементом становится  не общество и не индивидуум, а отношения (коммуникации) между людьми. В 90-е годах начала  испытывать серьезный кризис модель общества всеобщего благоденствия или  социальной рыночной экономики. «Новые демократы» в США,  «новые лейбористы» в Англии и «новые социал-демократы» в Германии начали осваивать  идеологию «третьего пути».  Ключевым  элементом жизнедеятельности  объявляется не  индивид и не общество, а отношения или коммуникации  между людьми  на различных уровнях социальной  иерархии. Коммунитаристы  выбирают «третий путь» для гражданского общества между  государственным  коллективизмом и  неолиберальным  индивидуализмом. «Третий путь» порывает с тэтчиризмом  и кейнсианской концепции, основанной на удовлетворении спроса. Главный секрет успеха в экономике теперь не всегда зависит от  физического и финансового капитала, а от  богатства  человеческого фактора — знаний, идей и творчества. Принцип равенства в распределении социальных благ заменяется на новый: «Кто не работает — тот не получает пособия».


В условиях глобализации важную роль в геополитике играют этнические коммуникации (диаспоры и др.),  средств массовой коммуникации (телевиденье, печатные СМИ). Особую коммуникационную роль выполняет Всемирная информационная магистраль виртуального  пространства Интернета.  


***
Исторически сложившееся многомерное пространство государства в результате длительной геополитической трансформации территории в него входящей образует коммуникационный каркас государства  — результат стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе, образующих рубежное энергоизбыточное напряжение (созидательное или разрушительное). В отличие от географического, преодолеть многомерное пространство можно только мыслью. 


В результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются рубежи высокой энергетики. И в самом деле, в реальном мире «поля» природных, политических, экономических, социокультурных, конфессиональных и информационных коммуникаций не совпадают в географическом пространстве и, накладываясь, друг на друга, образуют рубежные  зоны, обладающие энергетикой интенсивных взаимодействий. При этом следует учитывать, что рубежная коммуникативность имеет не только географическую интерпретацию, но и проходит через эмоциональную сферу — «ландшафты души» человека. Таким образом, формируется многомерное пространство государства. 


Коммуникационная природа  многомерного пространства государства двояка. Его рубежность может служить стратегическим ресурсом социально-экономического развития и духовного возрождения или, в условиях утраты контактных функций, превратится в непосильное бремя для страны. Тогда коммуникационная природа пространства разрушается, а государство распадается.


Созидательная рубежная энергетика многомерного коммуникационного пространства  государства, выявляющая скрытый потенциал человеческой энергии,  рассматривается как главный стратегический ресурс национальной безопасности.


Динамическое соприкосновение (стратификация) разномасштабных процессов приводит к образованию в многомерном коммуникационном пространстве множества рубежей, в том числе ныне погребенных под «слоем» современности. Однако «реликты» напоминают о себе в период распада государства социально-психологическим дискомфортом, негативностью коммуникаций и выраженной конфликтностью, как реакция на изоляцию пространства от внешнего мира. При этом конфликт выступает и как «возмутитель спокойствия», и в качестве созидательной функции новой коммуникации.


***
Основным фундаментальным понятием новейшей геополитики, учитывающее её качественные категории, является геополитическое пространство (геопространство). Согласно классическим представлениям о сопряженности множественности миров имманентного пространства Земли геополитическое пространство (геопространство) формируется на рубежах Великого «океана» многомерного коммуникационного пространства (военно-политического, экономического,  демографического, социокультурного, духовного, информационного и т.д.). Геополитическое  пространство отражает географическую интерпретацию многомерного коммуникационного пространства, объединяющего  политическую, социальную, духовную  и экономическую сферу деятельности людей общей  панидеей.


В отличие от «Больших пространств»  традиционной и новой геополитики (военно-политического и экономического),  новейшая геополитика акцентирует внимание на  цивилизационное или «имперское» идеократическое пространство государства с селективной открытостью к внешнему миру, обладающее  интегрированной мощью и способное противостоять  внешним Вызовам.


Размеры геопространства определяются границами распространения  военно-политической, экономической, технологической и т.д. мощи  государства. В частности, геоэкономическое пространство в отличие от геополитического  пространства определяется  не военно-политической, а экономической мощью мировой или региональной державы. Но природа его распада идентична геополитическому пространству и обусловлена особенностями социума.


Проблема отношения политической формы (демократии) к протяженному геопространству. Демократия,  как и любой другой политический институт,  имеет границы своего применения в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Совершенно очевидно, что самое протяженное государство в мире (Россия) или самое населенное (Китай) должны иметь  сильную власть, чтобы удержать географическое или демографическое пространство.


Карл Шмитт идентифицировал «истинную демократию» с однородным, гомогенным обществом: «Это совершенно логично, так как народ… в органическом понимании, как некая качественная общность, как единый  живой организм, чтобы адекватно  править и изъявлять свою волю, должен быть однородным, а не составным». При переходе к обществу, состоящих из нескольких этнокультурных  образований требуется единый  сакральный авторитет или геополитическая (цивилизационная) парадигма.


Одним из самых трагических  заблуждений конца  ХХ века стала наивная уверенность в возможности  экспорта чужих моделей  развития без учета реального многомерного коммуникационного каркаса государства. В большинстве постсоветских государств  доминирует государственная стратегия,  исходящая из мифологической, а не реальной географии. Здесь широко   декларируются принципы интеграции  с западноевропейской цивилизацией,  удаленной не только большими расстояниями, но и обладающей другим культурно-генетическим кодом.  Происходит смешение понятий географического, геополитического и геоэкономического положения, исторического и  неоднородного социального времени.


Природа богатства государства основывается, прежде всего, на высокой созидательной  человеческой энергии, способной преодолеть эгоизм и корыстные интересы правящей элиты. Этим богатством обладает каждое государство, но воспользоваться им на благо отечества удается не  всегда и не всем. Здесь важна технология властвования, основанная на выявлении пропорций между различными коммуникациями на основе стратегического  ресурса — созидательной человеческой энергии.  Например, древнегреческая сопряженность  космоса, полиса и  микрокосмос души;  Великий китайский порядок; западноевропейская сопряженность  Мысли и Капитала; американская модель Рынка и Демократии.


Коммуникационный каркас нового независимого государства представляет собой, как правило, часть уже несуществующего геополитического пространства. Поэтому требуется воля государственных деятелей по трансформации геополитического и геоэкономического кода в целях формирования коммуникационного каркаса в соответствии с национальными интересами. В микрокосмосе молодых государств  особенно проявляются  геополитические  и социокультурные рубежи  многомерного коммуникационного пространства, которые могут стать  основой  консолидации или дезинтеграции. Когда  разрушен коммуникационный каркас  одного государства  и  не создан новый, велика опасность центробежных тенденций. Особенно, когда  экономически слабое государство предпринимает  попытку «сделать всех одинаковыми» на основе одной из традиций без учета культурно-генетического цивилизационного кода


В многомерном коммуникационном пространстве Земли встречаются  местности,  пронизанные союзом географии и истории,  где чувственное  восприятие  природного ландшафта  усиливается историческими ассоциациями. Время от времени здесь в результате рубежной коммуникативности  геополитических, социокультурных, геоэкономических и других процессов  создается энергетика высоких напряжений. Забытая  страна пробуждается от долгого летаргического сна и начинается отсчет нового социального времени. Но ничто не вечно под луной. Местность  вновь может погрузиться в забвение или сместиться  на периферию  интенсивной жизни, чтобы опять когда-то возродиться под  другим историческим  именем в новом геополитическом пространстве.


На «берегах» Великого океана многомерного коммуникационного пространства мышление указывает на «пограничные состояния» разномасштабных процессов и открываются раскаленные энергонасыщенные горизонты.  На этих «берегах» имманентного мира благодаря феномену человека формируются геополитические стратегии, способные преодолеть  дефицит исчерпаемых конечных природных энергий.


Основные положения лекции
«Большие пространства Земли»

 

Географическое пространство конечно, но безграничная мысль создает в нем новые состояния («страты»), абсолютный горизонт событий.


Объектом геополитики является государство. Государство — это не география, а состояние, воздвигнутое на фундаменте человеческой энергии (энергии Ума), где в соотнесении должны быть элементы великой триады: Космос (Природа) — Полис — Человек (душа человека). Впервые это выдающееся открытие сделали греки.


Геополитическая мощь государства обеспечивается сопряжением бесконечного движения мысли с конкретной пространственно ограниченной социальной средой. Бесконечное движение мысли, сопрягаясь  с великим движением капитала, обеспечило процветание Запада и его доминирование над Востоком.


Методологическим фундаментом геополитической теории Больших многомерных пространств является  геофилософия или философия имманентного пространства. Философия имманентное пространство обращает внимание на его многомерность, создающую различные типы связанности с конкретной социальной средой. Объектом геофилософии являются не географические пространства, а их пограничные состояния (рубежная энергетика).


Геополитическая теория БМП оперирует понятиями многомерного коммуникационного пространства (географического, экономического, социокультурного, конфессионального, психологического и пр.).


Современная глобализация является объективным мировым процессом, но в границах Больших многомерных пространств, без которых исчезла бы альтернатива развития, и любой неверный шаг вперед мог означать гибель для всего человечества. Поэтому неолиберальная (экономическая) глобализация не может претендовать на универсальность в мире множественности миров. 


Одно из основных понятий геополитической теории Больших многомерных пространств — многомерный коммуникационный каркас  государства, его созидательная рубежная энергетика выявляет скрытый потенциал человеческой энергии,  служащий главным стратегическим ресурсом национальной безопасности.

 

Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  32 п. л.  ISBN 978-966-02-6012-2

 

1 Мамардашвили М. Кантианские вариации. — М.: Аграф, 1997, с. 80.

 

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ