logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Международные транспортные коридоры

Владимир Дергачев

 

В современном мире широкое распространение получили международные транспортные коридоры (МТК) — исключительно сложные технологические системы, концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. Концентрация материальных, финансовых и информационных потоков, высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима. МТК, состоящие из нескольких транспортных модулей, называют так же мультимодальными (или интермодальными) транспортными коридорами. Для реализации проектов международных транспортных коридоров необходимы не только капиталы, но и политическая воля. Эффект функционирования МТК достигается в едином таможенном и экономическом пространстве. Кроме того, страна или региональная группировка, выступающая с инициативой создания МТК должна обладать определенной геополитической мощью.

 

Энергичную транспортную политику проводит Европейский Союз, предложивший проект создания международных транспортных коридоров, объединяющих Западную и Восточную Европу. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной  интеграции, обусловленной открывшимися перспективами  для торговли и экономики, улучшения сообщения  между Западом и Востоком Европы. В 1994 году Вторая Общеевропейская конференция по транспорту, состоявшаяся на острове Крит,  определила  девять приоритетных коммуникационных коридоров с учетом  стратегических направлений перевозок грузов  и пассажиропотоков. Проект планировалось реализовать к 2010 году, но эта дата оказалась нереалистичной.


Стратегия  развития транспортных коридоров  направлена на создание условий для расширения европейского рынка. Единая Европа может быть построена на конкурентоспособной экономике с современной транспортно-коммуникационной  инфраструктурой. На этих принципах шло расширение  Европейского Союза на Восток, где многие  автомобильные  и железные дороги технически устарели. Без своевременной модернизации  транспортной сети  будут увеличиваться потери от медленной скорости перемещения грузов и пассажиров,  ущерба окружающей среде.

 

В основу европейского проекта МТК положена классическая транспортная задача. Как известно, эффективность   коммуникационной сети значительно возрастает, если она замкнута. Еще по мере  расширения «Общего рынка» началась  реализация проектов  скоростных международных транспортных коридоров в целях формирования единого коммуникационного каркаса Объединенной Европы. Фундаментом этого каркаса должен стать замкнутый  транспортный треугольник. К началу девяностых годов в основном было завершено строительство северной оси Стокгольм – Копенгаген – Гамбург – Париж – Мадрид – Лиссабон и южной оси Лиссабон – Барселона – Марсель – Милан - Триест. Эти МТК включают дорогостоящие технические объекты. Например, транспортная система, соединяющая Данию и Швецию. Она включает один из самых длинных в мире автомобильный и железнодорожный мост (15 км) через пролив Эресунн (Зунд), мостовой пролет (7 км), туннель (4 км) и насыпной остров (4 км). 


Восточные звенья этих транспортных осей не были  связаны между собой. Реальная возможность продлить коридоры и замкнуть треугольник с востока  меридиональными магистралями появилась после падения Берлинской стены и распада Советского Союза.


В качестве восточной оси  общеевропейского транспортного треугольника был назван путь  «из варягов в греки» (МТК 9) из Хельсинки в Санкт-Петербург, Киев и далее через Молдову и Румынию до Афин. Когда европейская интеграция России и Украины превратилась в иллюзию, ЕС предпринял шаги по трансформации транспортной политики.


После расширения на восток ЕС в транспортной политике особое внимание начал уделять формированию новой (реальной) восточной оси европейской треугольника вместо МТК 9, проходящего по территории России, Белоруссии и Украины. Фактически прокладывается новый путь «из варягов в греки» через страны новых членов ЕС. Он  соединит балтийские порты Хельсинки и Гданьск с черноморскими портами Констанца и Стамбул. Новая восточная ось формируется из МТК 1 (участок Хельсинки – Таллинн – Рига – Варшава), МТК 6 (Гданьск – Варшава – Краков – Жилина) и далее соединяется с  МТК 4 (участок Будапешт – Констанца).


Румынский порт Констанца объявлен Брюсселем в качестве главных восточных морских ворот ЕС, дающих выход в Черноморье. Констанца станет по существу одним из трех вершин транспортного треугольника, создаваемого панъевропейским транспортными коридорами. В прошлом на эту роль могла претендовать Одесса, теперь эти перспективы утрачены навсегда. 


Конечно, никто не отменял МТК 9, идущий через Россию, Белоруссию и Украину. Но значение его минимизировано после вступления Румынии в ЕС и создания в единых таможенных и экономических границах транспортного коридора между Балтикой и Черноморьем.

 

За годы существование проекта  Критских  транспортных коридоров стало  очевидным, что намерения по их созданию были  обусловлены «рыночным романтизмом» на Западе, не учитывающем  геополитические и геоэкономические реалии. Проектом  предусматривалась  переориентация  стран бывшего социалистического «лагеря» на Запад и раздел советского  геополитического пространства. Неудачи с экономическими реформами, в первую очередь, в восточнославянских странах,  балканский кризис внесли существенные коррективы в намерения по созданию транспортных коридоров.


Подробно: Геополитическая трансформация международных транспортных коридоров.

 

Несмотря на то, что проект европейских транспортных коридоров был озвучен в 1994 году, через полтора десятилетия узким место транзитных автомобильных перевозок остается польско-германская граница, где основная нагрузка приходится на автомагистраль Берлин — Варшава. Автобан Берлин — Варшава является ключевым для большинства стратегических МТК, связывающих Запад и Восток Европы с Москвой, Киевом и странами Балтии.

 

В 2005 года Европейской Комиссией по транспорту и энергетике были утверждены пять  мультимодальных транспортных коридоров:

  • <Северная ось>, связывающая ЕС с Россией через Финляндию;
  • <Центральная ось>, соединяющая ЕС с Украиной и другими странами;
  • <Юго-восточная ось>, связывающая ЕС через Балканы  (Румынию и Болгарию) с Турцией и Южным Кавказом, Каспийским морем, а в будущем с Персидским заливом;
  • <Юго-западная ось>, дающая выход ЕС через Гибралтарский пролив в арабские страны Северной Африки (от Марокко до Египта);
  • <Морские автомагистрали>, соединяющие  европейские моря, а в будущем Атлантику с Тихим океаном. 

Развитие высокотехнологичных транспортных коридоров между ЕС и соседними регионами рассматривается Брюсселем как  важная составляющая экономического роста, упрощения торговых операций и связей между людьми. По прогнозам объем межрегиональных наземных грузовых перевозок между ЕС и странами-соседями увеличится  к 2020 году в два раза. Транспортная отрасль ЕС, координируемая Комиссией ЕС по транспорту и связи, создает 10 % ВВП Сообщества, в ней трудится более 10 млн. человек. Общеевропейская транспортная сеть включает 75 тыс. км скоростных автомобильных дорог (автобанов), 78 тыс. км железнодорожных путей, 330 аэропортов и 480 морских портов, из них 270 международных. Грандиозный проект трансъевропейских транспортных коридоров намечалось завершить к 2020 году, при этом две трети транспортных коридоров пройдет по территории ЕС.

 

При расширении на Восток Европейский Союз  столкнулся с увеличением транспортных заторов, возникающих из-за дисбаланса транспортных систем отдельных государств. Ежедневно 7,5 тыс. километров европейских дорог блокируется из-за <пробок>, что в масштабах ЕС приводит к значительному перерасходу топлива.  Катастрофы на европейских дорогах ежегодно уносят жизни 50 тыс. человек. Двигатели внутреннего сгорания оказывают негативное воздействие  на окружающую среду за счет увеличивающихся выбросов углекислого газа.  


Поэтому увеличение мобильности транспортных сетей не может быть достигнуто без создания скоростных коридоров. Для реализации 30 приоритетных транспортных проектов в рамках ЕС-27 до 2020 года потребуется 600 млрд. евро. Это огромные затраты должны покрываться не только за счет консолидированного бюджета ЕС, но и стран-участниц. В консолидированном бюджете ЕС расходы  на транспорт увеличиваются с 600 млн. евро  до 20 млрд. евро в год. При этом с 20 до 50 % возрастет объем финансирования приоритетных трансграничных проектов из консолидированного бюджета ЕС.


Для того, чтобы трансъевропейские коридоры играли роль локомотивов экономического  роста Евросоюза реализуются новые высокотехнологичные проекты <Галилео>, <Сезам> и ERTMS. Проект <Галилео> обеспечивает развитие новых информационно-коммуникационных технологий с использованием возможностей космических спутников.  Проект <Сезам>  предусматривает совершенствование управлением воздушным транспортом и удвоение авиаперевозок  к 2020 году. Третий проект предусматривает  создание единой сети железнодорожного транспорта с рынком услуг в 15 млрд. евро. 

 

В новой транспортной политике Евросоюза особая роль уделяется комбинированным перевозкам. Морские автомагистрали («Motorways of the Seas») — транспортный проект Европейского Союза по развитию морских перевозок, предусматривающий комбинацию автодорог и паромных переправ. Позволяет улучшить сообщение Скандинавии, Прибалтики, Ирландии, Великобритании, Пиренейского полуострова, Италии, Мальты  и Кипра с основной частью континентальной Европы. Грузы направляются в обход основной части континентальной Европы, где, например, в Германии существуют ограничения на транзит большегрузных автомобилей. Реализация проекта позволяет сократить нагрузки на автомобильные дороги, количество транспортных «пробок», улучшить экологическое состояние природной среды, а во многих случаях повысить эффективность перевозок. Выделяются четыре потенциальных морских районов (Балтийское, Северное, Средиземное и Ирландское моря).  Северная морская ось Белфаст/Дублин – морской паром через Ирландское море - Шотландия/Ливерпуль – Ньюкасл – морской паром через Северное море — ДанияШвеция


В связи с введением обязательного контролируемого отдыха водителей течение 9 часов в сутки, «морские автомагистрали» позволяют повысить эффективность транспортных перевозок.  Когда обед или ужин и завтрак с ночным отдыхом водителей большегрузных автомобилей совпадают с пребыванием на морском  пароме.


Впечатляет свобода передвижения через границы европейских государств континентальной Европы. Только на морских паромах, курсирующих через пролив Па-де-Кале и в Ирландском море, сохранен паспортный контроль. На автобанах и других дорогах установлены многочисленные видеокамеры, позволяющие в случае необходимости идентифицировать автомобиль, его владельца и маршрут. Не говоря уже о таком мегаполисе как Лондон, где установлено свыше 500 тыс. видеокамер и иностранный турист минимум 300 раз в сутки попадает в их поле зрение.


Подробно: Европейские транспортные коридоры.

 

Создание современной транспортной инфраструктуры на европейском континенте — несомненное достижение Европейского Союза, который в транспортной политике перешел в новую технологическую эпоху, как и США, Китай и Арабский Восток.


По теме: Драконы Великого Пути


Из-за мирового кризиса и кризиса еврозоны грандиозный проект трансъевропейских транспортных коридоров не будет завершен к 2020 году, но масштабы уже осуществлённого строительства оказывают существенное положительное влияние на экономику Европы. В России и Украине реализация проектов МТК полностью провалена. Хотя термин «автобан» присваивается магистралям, на которых существуют пешеходные переходы. Например, автомобильной трассе Киев — Одесса.

 

Реализация проекта трансъевропейских транспортных коридоров между Западной и Восточной Европой и возрождение Великого шелкового пути возможно при создании единого экономического пространства. Неопределенность с формирование Таможенного союза, а тем более Евразийского экономического союза с участием  трех «братских» восточнославянских государств  затрудняет созданию международных транспортных коридоров Большой Европы.

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 п. л.  

ISBN 978-966-02-6012-2

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ