logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Покоренная Арктика. Советские «Ост-Индские компании». Героизм в годы репрессий

Владимир Дергачев 25.06.2021

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2015-07/1436803302_800px-chelyuskincy_04_chelyuskin.jpg
http://topwar.ru/uploads/posts/2015-07/1436803302_800px-chelyuskincy_04_chelyuskin.jpg


Самолет АНТ-7 (МП-6) — поплавковый вариант серийного многоцелевого разведчика, уменьшенная копия ТБ-1. Мог применяться в качестве истребителя, воздушного крейсера, дальнего морского разведчика и торпедоносца-бомбардировщика. Его строили серийно с 1933 года на Таганрогском заводе, затем в Москве. Экипаж — 4 человека, вооружение 5 пулемётов и держатели  для небольших бомб. Производство продолжалось до 1936 года, всего было выпущено 400 самолетов. К 1936 году  военные самолёты этого типа устарели и стали передаваться в Аэрофлот и Главсевморпуть, где широко эксплуатировались под маркой ПС-7 и МП-6 (поплавковый вариант, 2 двигателя М-17) с коммерческой нагрузкой 700 кг. 

 

Для самого протяженного с запада на восток  арктического государства  проблема формирования широтной геоэкономической оси является жизненно необходимой  задачей. Северный морской путь  имеет многовековую историю. Документы сохранили  свидетельства о  морском  походе 1032 года к «Железным воротам», как в старину  называли пролив  между Новой Землей и островом Вайгач.  Русские поморы осваивали берега Белого моря и северное побережье Кольского полуострова. В дальнейшем в погоне  за «царь-рыбой»  и мехами промышленники  устремились на восток.  В XVI  веке  проложен  «мангазейский  морской ход»  от Северной Двины до Тазовской губы  в устье  Оби.  Не позднее  1572 года  в низовьях реки Таз  появился поморский городок, на месте которого  в 1601 году  возникла «златокипящая» Мангазея.


XVII и XVIII века стали для России  эпохой Великих географических открытий на северо-востоке Азии. Мореходы и землепроходцы, продвигаясь на восток, открыли устья других великих сибирских рек. В 1648 году  Семен Дежнев обогнул  восточную оконечность Азии  и вышел в Тихий океан. По инициативе Петра Первого,  стремившегося превратить  Россию в великую морскую державу,  в 1733- 1743 гг.  была осуществлена  Великая Северная экспедиция, в результате которой  арктическое побережье было  исследовано, описано и нанесено на  карты. Обобщив опыт  плавания в арктических  широтах, М.В. Ломоносов  впервые в истории  научно обосновал и  теоретически доказал  возможность  прохода  Северным морским путем из Атлантики  в Тихий океан.


Следующий этап  в освоении Арктики связан с появлением  паровых судов и строительством первого в мире  мощного ледокола «Ермак». В 1913 году на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач»   был открыт  архипелаг Северная Земля.  В 1914-1915 гг.  впервые в истории  мореплавания  эти суда за две навигации  с зимовкой в  районе мыса Челюскин  прошли весь  Северный морской путь  с востока на запад.
https://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2013/10/arctic-ocean-map-2.jpg
https://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2013/10/arctic-ocean-map-2.jpg

 

В 1921 году советское  правительство  принимает декрет  о дальнейшем изучении и хозяйственном освоении Арктики. За «железным занавесом»  создание судоходного арктического пути имело особое значение.  Запад и восток самой протяженной в мире страны  был  связан единственной железнодорожной магистралью. Необходимо было  обеспечить  надежную связь с  северо-востоком,  хозяйство которого  за период гражданской войны и разрухи стало  тяготеть к тихоокеанским странам. Американские  промышленники чувствовали себя как дома на Чукотке. В конце 20-х годов  организуется  Северо-Сибирское  государственное  акционерное  общество промышленности и транспорта с центром в Новосибирске. Советской власти нужна  была валюта,  и упор делается на экспорт лесной продукции.  Строятся лесопильные заводы,  речной и морской порт в Игарке,  откуда арктическим путем  продукция  экспортируется в Европу. Создаются преференции для захода в Игарку иностранных судов, что приводит к резкому увеличению экспорта  леса.


Покорение советской Арктики становится одним из  идеологических символов  Советского Союза. Если  в начале ХХ века  в российской геополитике преобладал  дальневосточный вектор и  создание  торгового моста  между Европой и Азией —  Транссибирской  железнодорожной  магистрали, то за «железным занавесом» осталось открытым  арктическое направление. В 1926 году Советский Союз в одностороннем  порядке принимает решение о своих «полярных владениях» и объявляет  советскими все  острова,  архипелаги  и воздушное пространство между арктическим побережьем страны и Северным полюсом.


В 1929 году  на ледокольном  пароходе «Седов»  экспедиция О.Ю. Шмидта решает важную геополитическую задачу. На  пустынной Земле Франца-Иосифа, на которую претендовали другие страны, поднимается советский флаг, а в бухте Тихой  организуется  первая  в Арктике гидрометеорологическая  обсерватория. 


В 30-е годы с развертыванием  ГУЛАГа  начинается  этап  освоения Арктики и Дальнего Востока с  помощью  рабской  рабочей силы заключенных. В 1932 году ледокольный  пароход «Сибиряков»  осуществил  сквозной экспериментальный переход за одну навигацию по Северному морскому пути. По  успешному завершению похода  советское правительство  приняло решение  о создании Главного управления  Северного  морского пути (ГУСМП) как государственной организации для хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства.  Почти одновременно создаются два  государства в государстве  — Главсевморпуть и  «Дальстрой» (ГУЛАГ)  с неограниченными полномочиями на огромных пространствах. По одной из легенд при обсуждении разных вариантов Иосиф Сталин  провел некую аналогию  между созданием Главсевморпути и британской Ост-Индской Компанией.
Перед ГУСМП была поставлена  задача создания регулярной судоходной арктической трассы  от Белого  моря до Берингова пролива,  оборудования и обеспечения безопасность плавания.  В составе главка  создаются три хозяйственных треста  с центрами в Игарке, Якутске  и Обдорске  (на Ямале), призванные  подготовить  угольные базы  и порты для обеспечения  арктического судоходства.


В 1932—1938 годах первым  начальником Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) был Отто Юльевич Шмидт (1891 — 1956) — советский математик, географ-полярник, геофизик и астроном. Окончил физико-математический факультет Киевского университета (1913). Профессор (1924), академик АН СССР (1935), Герой Советского Союза (1937). В 1930—1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1930—1932 годах — директор Всесоюзного арктического института, С 1939 по 1942 годы был вице-президентом АН СССР.


***
В 1933 году  организуется рейс грузового  парохода «Челюскин»  для доставки грузов из Ленинграда  на побережье Чукотки и на остров Врангеля. Исторический рейс экспедиции О.Ю. Шмидта и полярного капитана  В.И. Воронина закончился гибелью парохода у берегов Чукотки, однако  Северный  морской путь был пройден.


Советский ледовый пароход «Челюскин» построен в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (Копенгаген) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Пароход был предназначен для доставки грузов и пассажиров между Владивостоком и строящимся портом Тикси.  Введён в эксплуатацию 3 июня 1933 года, затонул 13 февраля 1934 года.

scale_1200.jfif
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888987/pub_5e7201dcc2f7601621cfb7d9_5e721bdf4dc14571ba4fe0e9/scale_1200

 

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути проводку «Челюскина» обеспечивали ледоколы. Но в Восточной Арктике в Чукотском море из-за сплошных льдов пароход оказался заблокирован, стал успешно, как казалось,  дрейфовать и 4 ноября вместе со льдами вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили, однако затем судно начало уносить в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.  Опасаясь подобного исхода, экипаж заблаговременно подготовил всё необходимое для выгрузки на лед, включая строительные материалы.


В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. После крушения судна в Москве была образована специальная правительственная комиссия во главе с Валерианом Куйбышевым. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс из-за непогоды был совершён только 7 апреля и за неделю пять летчики вывезли на материк остальных в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 160 км от места ледового дрейфа. Челюскинцы провели в дрейфе пять месяцев, включая два месяца на льдине в условиях полярной зимы.


В последние дни пребывания на льдине руководитель экспедиции Отто Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии  был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Героическое поведение  советских людей  на льдине и их спасение героями-летчиками  на отечественных самолетах  сделало  эту неудачную  эпопею   мировым триумфом торжества советской идеологии. Лётчики, снявшие челюскинцев с льдины — Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин — стали первыми Героями Советского Союза. Одновременно этого звания  был удостоен лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел.  Орденом Красной Звезды награждены непосредственные участники зимовки, кроме  детей,  от начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана  Владимира Воронина  до уборщицы.


***
В 30-е годы в восточном  секторе  Арктике строится  морской и речной  порт Тикси, основанный для  арктического завоза грузов  в Якутию и транзитных перевозок с Лены на Яну, Индигирку и Колыму  из речного порта Осетрово, куда  была позже подведена  железная дорога Тайшет - Усть-Кут. Используя труд заключенных,  Главсевморпуть превращается   в крупный  транспортно-промышленный и торговый «комбинат»,  деятельность  которого  распространялась на  огромную территорию от Нижней Оби до  Чукотки. Советское правительство особое внимание уделяет превращению  Северного морского пути в  действующую  водную магистраль, обеспечивающую планомерную  связь с российским Дальним Востоком не только в коммерческих, но и в военно-стратегических целях.  Успешная проводка  в 1936 году  с запада на восток двух эсминцев в сопровождении ледокола доказала  оборонное  значение  Северного морского пути. В  Мурманске создается  судоремонтная база  арктического флота. Однако  ледовые условия навигации остаются трудными.


В 1937 году из-за сложной ледовой обстановки 25 транспортных судов и почти все ледоколы остались зимовать в Арктике, часть их погибла. Кроме того,  все силы Главсевморпути были брошены на поиски экипажа Леваневского, пропавшего при перелете через Северный полюс на Аляску. В год, когда в стране бушевал Большой террор, сорванная арктическая навигация стала поводом для разукрупнения Главсевморпути и репрессий.


Во время навигации 1937 года ледокольные пароходы «Георгий Седов» и «Садко»,  и ледокол «Малыгин» не смогли выйти из ледового плена и совершили легендарный дрейф с 23 октября 1937 года, который продолжался 812 дней. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Самойлович.


Советская власть высоко оценило подвиг. 3 февраля 1940 года «Георгий Седов», осуществивший две зимовки,  награждён орденом Ленина. Все члены экипажа (15 человек от капитана Константина Бадыгина до студента-гидрографа Виктора Буйницкого, а так же  матроса, кочегара и повара)  были удостоены звания Героев Советского Союза.

G_SedovMarka.jpg


C:\Users\Владимир\Desktop\38695_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/chukotskiarchiv/77682070/38695/38695_original.jpg

 

В 1938 году XVIII съезд ВКП(б) принял решение  «превратить Северный морской путь к концу третьей пятилетки в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком». На морские трассы выходит  новый мощный линейный ледокол «Иосиф Сталин» и в 1939 году арктическому флагману удается совершить двойной рейс за одну навигацию  по трассе Северного морского пути, пройдя его с запада на восток и вернувшись в ту же навигацию в Мурманск. С огромными  финансовыми и материальными затратами  начался период коммерческих плаваний в Арктике при отсутствии их экономической эффективности.


В 1941 году была сформирована новая организация Главсевморпути, включающая арктический флот и порты, полярную авиацию, полярные станции и ряд добывающих промышленных предприятий.


В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути  осуществлялось обеспечение прохождения конвоев, снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море. Во время войны из-за ограниченной  возможности пользоваться  другими коммуникациями и  перегруженности Транссиба объем перевозок  по Северному морскому пути значительно  возрос.


В Карском море  систематически действовали  немецкие надводные корабли,  подводные лодки и самолеты, наносившие ощутимый  ущерб судоходству. В августе 1942 года  вермахт провел  военную операцию «Вундерланд» (Страна чудес) по уничтожению  советских торговых судов и  полярных станций при участии  тяжелого  крейсера «Адмирал Шеер»  и подводных лодок.  Погибли  ледокольные пароходы «Сибиряков» и «Дежнев», были уничтожены  гидрометеостанция на острове  Медвежий и  радиоцентр Новый Диксон.  Однако навигацию по Северному морскому пути   остановить не удалось. В 1942 году  заключенными  был простроен Норильский горно-металлургический комбинат, оборонная промышленность начала получать никель и другую  продукцию для  производства качественных сталей. Во время войны   на основе лагерного труда  строятся  угольные рудники на Чукотке и вблизи  Тикси,  оловянный рудник вблизи Певека и многие другие объекты. За время Великой Отечественной войны по Севморпути было выполнено 42 сквозных рейса, в том числе 30 - транспортными судами, 9 - ледоколами и 3 - боевыми кораблями1


В послевоенные годы осуществились систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена» и «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970/71). Северный морской путь обеспечивал жизнедеятельность районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, осуществлял их снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости. Одновременно доставлялись  на Большую землю добываемые здесь природные богатства.


***
Не все опорные пункты на Севморпути выдержали проверку временем, о чем свидетельствует, например, история порта Нордвик на востоке Таймыра. В 1936 году в устье Хатанги в составе ГУСМП был создан трест Нордвикстрой, работники которого должны были осуществить  геологоразведку  месторождений соли, угля и нефти, подготовить технический проект строительства порта и рудников.


Начальником треста назначен Борис Васильевич Лавров (1886 – 1941). Он  с 1928 года  был председателем Северо-Сибирского государственного акционерного общества транспорта и промышленности «Комсевморпуть»,  в 1934 год награждён орденом Ленина за создание города-порта Игарка,  организацию Карской и Ленской экспедиций, а с 1935 года назначен директором Научно-исследовательский институт экономики Севера. В 1941 году Лавров был репрессирован и расстрелян.


В 1939 году на таймырское побережье залива Кожевникова направлена крупная геологоразведочная экспедиция для поиска нефтяных и угольных месторождений, а также создания базы для судов, следующих по Северному морскому пути. На берегу залива возник поселок, а в семи километрах к западу на мысе Илья оборудовали морской порт, через который осуществлялось снабжение. Неподалеку был обнаружен каменный уголь и организована его добыча. Вокруг угольной шахты образовался небольшой поселок «Угольный». К северо-востоку от залива Кожевникова, непосредственно на мысе Нордвик, было разведано соляное месторождение, заложена шахта для его разработки и построен поселок.  Экспедиция укомплектовывалась вольнонаёмными и спецпереселенцы, оклады с северными надбавками были довольно высокими. Практически снабжение экспедиции обеспечивалось американцами — продукты, инструменты, техника и одежда (в Нордвике была американская концессия, но когда — установить не удалось).  


Через много лет в 1952 году в Главсевморпути был создан специальный трест «Арктикнефтеразведка», в Нордвике велись также геологоразведочные работы кроме нефти, на  уголь и соль. Необычный для советского Крайнего Севера комфортный поселок соляного рудника был возведен по американским стандартам. Но к 1956 году производственная деятельность в районе Нордвика прекратилась из-за нерентабельности местных месторождений и неудобного места для бункеровки судов, а посёлки были вскоре заброшены2. Промышленные запасы нефти здесь были найдены уже в 21 веке.


***
С началом Холодной войны в Арктике  в условиях вечной мерзлоты строятся  аэродромы не только для полярной авиации, но и в военно-стратегических  целях.  Отсюда самолеты могли доставлять атомные бомбы до  стратегических целей в Америке. На Новой Земле  создается  полигон для испытания ядерного оружия. Советская Арктика превращается в военный форпост и самую закрытую часть поверхности земного шара.


В 1958 году американская атомная подводная лодка «Наутилиус»  достигла в плавании под арктическими льдами Северного полюса, в 1962 году этот подвиг повторили  советские моряки.  Геостратегические возможности  Арктики  используются Соединенными Штатами, основавшими крупнейшую  арктическую военно-морскую базу в Туле (Гренладния), способную круглогодично принимать суда. 


До 1953 года Главсевморпуть непосредственно подчиняется Совнаркому, реорганизованному в  Совет Министров СССР, затем по 1964 год — Министерству морского транспорта СССР.


С завершением  эпохи ГУЛАГа  снижаются  «социалистические»  темпы освоения Арктики и в 1957 году  Главсевморпуть как транспортно-промышленный комбинат перестает существовать, а его  многие производственные функции передаются соответствующим  министерствам. Вместе с тем осуществляется  программа судостроения,  на арктические трассы выходят  мощные дизель-электрические  и атомные ледоколы. Развитие  крупного  центра цветной металлургии в Норильске  и освоение  месторождений нефти и газа потребовало  продление сроков навигации в Западном секторе Арктике  с помощью мощных ледоколов.


За годы советской власти главная морская коммуникация в Арктике  обеспечила геополитические интересы и планомерное  хозяйственное освоение  Крайнего Севера и  Дальнего Востока. Удаленные территории  с помощью Севморпути  и судоходных великих сибирских рек (Обь,  Енисей, Лена) были включены в  единую транспортную систему страны.  Длина основной трассы  Севморпути от Новой Земли  до порта  Провидения на Чукотке  составила 5,6 тыс. км,  что  в два раза  короче  морских путей  из Европы на  российский Дальний Восток. Протяженность  морского пути  из Ленинграда  до Владивостока через Суэцкий канал - 23,2 тыс. км, а вокруг  мыса  Доброй Надежды - 29, 4 тыс. км.  Советский Союз создал крупнейший в мире   ледокольный флот, включая атомоходы.


Массовая проводка  судов осуществлялась  от Карских ворот  до мыса Дежнева. Ежегодно  по Севморпути  проходило несколько сотен судов. Максимальный грузооборот достиг  7 млн. т в год, из них 40% приходилось на перевозки  по трассе Мурманск - Дудинка. С 1978 года  на этом маршруте осуществлялась  круглогодичная навигация, обеспечивающая  доставку грузов для Норильского  горно-металлургического комбината и транспортировки его продукции  на запад. Стали обычными  зимние рейсы с буровым оборудованием  к  полуострову Ямал, где начали осваиваться газоконденсатные месторождения. Однако из-за отсутствия координации между  различными ведомствами и министерствами эффективность доставки  грузов  арктическим транспортом была низкой.  В Восточном секторе Арктике  периодически  устанавливалась крайне неблагоприятная  гидрометеорологическая  обстановка, обусловленная  аномально низкими температурами воздуха  и выносом  многолетних  льдов из Центрального арктического бассейна  в Восточно-Сибирское  море. Многие суда  оказывались в ледовом «плене», иногда погибали  или требовали  долгого ремонта. В результате несвоевременно  доставлялись  народнохозяйственные грузы.


С 1971 Северный морской путь в ведении Администрации СМП при Министерстве морского флота СССР, с 1992 — при Департаменте морского транспорта Российской Федерации. В настоящее время — Администрация Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.


***
Некоронованная столица советской Арктики.  Порт и посёлок городского типа Диксон расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края России, в 685 км к северу от Дудинки. Это один из самых северных населённых пунктов России. Население сократилось с 1985 года почти в десять раз с 5 тыс. до — 529 человек (2020). Климат арктической пустыни  очень суровый, полярный день длится с 5 мая по 10 августа, полярная ночь — с 11 ноября по 1 февраля, неполные, сумеречные ночи, когда солнце не опускается ниже −18º — чуть более половины года, с 18 марта по 27 сентября.

C:\Users\Владимир\Desktop\unnamed.jpg


C:\Users\Владимир\Desktop\94_big.jpg
https://lh3.googleusercontent.com/proxy/

 

На Диксоне еще в 1916 году открыта Полярная станция, на базе которой создан радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. В советскую эпоху Диксон –  один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, гидрографическая база, здесь размещался комбинат «Диксонстрой», геологоразведочная экспедиция, рыбзавод. Диксон и сегодня сохраняет  важное транспортно-логистическое расположение в центре Севморпути  и как стратегически важный пункт Северного Ледовитого океана.


В 1932 году создается Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) и ставится задача комплексного освоения СМП. С 1934 года  строится порт и угольная бункеровочная база,  начинается работа самого мощного в Арктике радиоцентра. Был сооружен посёлок на материке, в бухте начинают базироваться  гидросамолеты.


С наступлением зимы строительство затрудняли сильные морозы, пурга и метели. В районе острова и бухты появилось три населённых пункта. Островной посёлок стал именоваться «Старый Диксон», район портового строительства на материковом побережье получил название «Порт», на северо-западной оконечности острова появился «Новый Диксон», на нем располагались радиопередатчики радиоцентра, радиомаяк и пункт наблюдения за ледовой обстановкой в открытом море. Небольшой посёлок возник также на острове Конус, где взрывными работами была выровнена площадка под угольную базу.  Открывается районная больница,  единственная в радиусе около 600 км.


В навигацию 1935 года, когда в СССР начинаются первые сквозные транспортные операции по трассе Северного морского пути, гавань Диксона посещают около 70 судов.  Формируется база полярной авиации. Диксон, расположенный в географическом центре маршрута СМП, становится некоронованной  столицей Арктики.


К началу Великой Отечественной войны на островной части Диксон располагался Штаб морских операций Западного сектора Советской Арктики. В порту создается вооруженный заградительный отряд из 40 человек из местного населения. 


***
27 августа  1942 года недалеко от посёлка произошёл бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер» — единственный с вооружёнными силами вермахта на территории Сибири. О возможности появления немецкого линкора в Карском море на Диксоне стало известно 24 августа из уведомления начальника Главсевморпути И. Д. Папанина, однако радиограмма запоздала. Линкор проник в Карское море 18 августа, а с 20 августа уже находился у берегов Таймыра, предпринимая попытки охоты за одним из ушедших на восток караванов. Непосредственно нападению на Диксон предшествовал бой рейдера с ледокольным пароходом «Сибиряков», который был потоплен.


Оборона осложнялась тем, что артиллерия, прикрывающая морские подступы к порту и посёлку, на этот момент была демонтирована для перебазирования в район Белушьей Губы на Новой Земле где, незадолго до этого, активизировались немецкие подводные лодки. Незадолго перед событиями, в порт пришел ледокольный пароход «Дежнев» с баржой, на которую уже были погружены в разобранном виде 130-миллиметровые артиллеристские установки. В боевом состоянии оставались только две, уже подготовленные на причале для погрузки, 152-миллиметровые пушки. Пушки были полевого образца и могли вести огонь с необорудованных позиций, их решили держать в боеготовности до самого последнего момента. Четыре 76-миллиметровых орудия рассчитанных на борьбу с подводными лодками, были на борту ледокольного парохода и одно орудие на пароходе «Революционер», стоящим у причала с грузом пиломатериалов. Артиллерийское вооружение «Адмирала Шеера» было значительно мощнее и состояло из шести 283-миллиметровых орудий главного калибра, восьми 150-миллиметровых орудий и различных зенитных артиллеристских систем.


«Адмирала Шеер» приблизился к Диксону  ночью 27 августа, в посёлке объявили тревогу. Немецкий линкор начал заходить на внешний рейд с намерением высадить десант и в этот момент на близкой дистанции встретился с СКР-19, идущим в бухту Диксон. В начавшейся артиллерийской дуэли орудия пароходов не могли причинить серьёзных повреждений бронированному линкору. Немцы  приняли пароход за боевой корабль, и основной огонь был сосредоточен на нем. За короткий промежуток времени СКР-19 получил несколько прямых попаданий,  однако капитан СКР-19, поставив дымовую завесу, сумел зайти за мыс и посадить пароход на грунт в бухте, предотвратив его затопление. От прямого попадания в рубку загорелся и пароход «Революционер».  Рейдер обстрелял угольную бункеровочную базу и поселок.


Артиллеристская батарея  открыла огонь с причала сразу, как только «Адмирал Шеер» оказался в поле её зрения. После второго попадания рейдер поставил дымовую завесу и ушел в море. 


Огибая  остров  Диксон, рейдер артиллерийским огнем разрушил строения станции Гидрографического управления Главсевморпути на Медвежьих островах, затем обстрелян Новый Диксон, где располагались передатчики радиоцентра с электростанцией и антенным полем, электромаяк и склады. Обойдя остров,  с линкора вновь увидели посёлок, и продолжили его обстрел. Но артиллеристской батареи на  причале порта  вновь удалось накрыть цель и «Адмирал Шеер», поставив дымовую завесу, окончательно покинул Диксон. В 1943 году командование Северного флота создает на Диксоне Карскую военно-морскую базу с палаточным городком.


***
Постсоветское развитие.  В ближайшие годы самый северный российский поселок  ждет масштабная модернизация, готовится комплексный план социально-экономического развития Диксона. Осенью 2010 года  работа аэропорта Диксона была приостановлена из-за  плохого состояния взлетно-посадочной полосы.  В результате реконструкции  осуществлён ремонт ВВП, возведено новое блочное модульное здание аэропорта, в котором есть  помещения для пассажиров, полиции и сотрудников пограничного контроля.  Аэропорт принимает самолеты один-два раза в неделю. Иногда из-за снегопада или тумана рейсы на Диксон могут отменить,  в это время выбраться или попасть на остров невозможно.


Вместе с Правительством Красноярского края при участии частной инфраструктурной корпорации AEON намечено отремонтировать здания и дороги, создать новые энергетические мощности. . Компания «Северная звезда», входящая в корпорацию AEON, занимается реализацией проекта по строительству Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей. Освоение Сырадасайского месторождения — одного из самых крупных месторождений угля в мире — вошло в число инвестиционных проектов Арктической зоны, которые получат государственную поддержку. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд. тонн угля. В рамках реализации проекта до 2028 года ожидается более 6 млрд. рублей налоговых поступлений в бюджет края. Подробнее: https://krasnoyarskmedia.ru/news/1087479/

26 января 1943 года в посёлке Диксон открылась первая и на тот момент самая северная школа. В 1994 году была построена новая трёхэтажная школа,  рассчитанная на  500 учащихся. В  2019 году в школе обучалось 37 человек и 13 человек в дошкольной группе.


С 1957 по 2007 годы Диксон  был административным центром Диксонского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В 2015 года Диксон был наделён специальным статусом «Населённый пункт воинской доблести».

C:\Users\Владимир\Desktop\5f9af6c315e9f92f104e0db5.jpg
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.10/original/5f9af6c315e9f92f104e0db5.jpg


***
Еще в 1977 году  был осуществлен  экспериментальный рейс  атомного ледокола «Арктика» (75 тыс. л. с.) на Северный полюс, а в мае - июне 1978 года  -  атомного ледокола «Сибирь» с грузовым судном из Мурманска до Берингова  пролива  по высокоширотной трассе за 18 дней в небывало  ранние  сроки навигации. Эти экспериментальные рейсы  показали реальную  возможность  создания высокоширотной магистрали, привлекательной для транзита грузов  между  Японией и Европой.


Распад  Советского Союза и  переход к рыночным отношениям привели к упадку  арктического хозяйства. Грузооборот  по Севморпути сократился с 1986 к 2000 году с 7 млн. т до 1,5 млн. т. Арктическая трасса, возникшая  как средство реализации  коммерческих интересов, вновь  оказалась перед  выбором  модели развития. Если при советской власти  геополитическая значимость  Севморпути обеспечивала приоритетную  государственную поддержку, то  в начале  ХХI века  встала проблема  сочетания  государственных  и частных интересов  в обеспечении его эффективной эксплуатации. За многие годы  сложилась схема  транспортировки  грузов по Севморпути. На восток  шли караваны с необходимыми для жизнеобеспечения продовольственными и другими  грузами,  обратно на запад вывозились  природные «дары» арктических  морей и земель (рыба, никель, олово, молибден,  вольфрам,  золото, нефть и газ). В условиях открытости  стало неэффективно  доставлять  арктическим путем  на северо-восток из Европейской России то, что  можно завести  из стран Тихоокеанского региона. При ограниченных возможностях  российского  государственного  бюджета,   возросла роль в возрождении Севморпути некоронованных  королей  Заполярья - акционерных объединений «Росатом», «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и «Норильский никель» и других.  В Западном секторе  Арктики  перспективы судоходства связаны с транспортировкой  продукции Норильского горно-металлургического комбината и освоения  месторождений нефти и газа на арктическом шельфе Баренцева, Карского и Печорского морей.  Разработка  наиболее известных газоконденсатных и  нефтяных  месторождений связана с организацией  экспорта энергетической продукции. Реализация этих проектов требует обеспечения  круглогодичной  навигации и строительства  мощных атомных ледоколов и не только.


Имеются проекты  строительства и переоборудования атомных подводных лодок для транспортировки грузов в Арктике. Предлагается использовать  транспортные  подводные  и надводные атомоходы на высокоширотной арктической трассе с большими глубинами Мурманск - архипелаг  Земля Франца-Иосифа - Певек, что приблизит  Чукотку к Европейской России. Это расстояние примерно равно морскому пути из Певека во Владивосток. Подводные суда способны двигаться  подо льдом с фантастической для арктических караванов скоростью, превышающей 20 узлов.  Остается только  неясной  перспектива  грузопотоков  этим маршрутом в оба направления. Высокоширотная  трасса  не решает   проблем освоения российского Заполярья из-за незначительных глубин  и неблагоприятной ледовой  обстановки в устьях сибирских рек. 

 

В начале торжества российской демократии Северо-Восток страны, включая арктическое побережье, превратился в крупнейшую в мире «экономическую пустыню».  Вновь, как  после гражданской войны  и разрухи,  встала проблема  реальной  утраты этого удаленного региона и соответственно целостности России. Не было потенциальных инвесторов,  готовых  вкладывать  капитал в регион, с которым нет надежной  транспортной  связи. Российский Дальний Восток от Чукотки  до  Камчатки, Сахалина и Приморья,  в условиях  финансового кризиса в стране и возрастающей экономической удаленности от Европейской России,  вынужден ориентироваться  на более выгодных  деловых партнеров из стран Тихоокеанского региона. Месторождения нефти и газа на сахалинском шельфе  осваиваются с помощью  японских и южно-корейских компаний.


После окончания «холодной войны»  на Западе   возросло внимание  к Северо-восточному арктическому пути как международному транспортному коридору между  Атлантикой и Тихим океаном. От Европейского Союза  через Арктику проходит  наиболее короткий путь  к большей части западного побережья США и восточного побережья  России, Японии, Кореи и Китаю. 


Еще в 1990 году был  создан Международный  Арктический  научный  комитет. В 1997 году Европейский Союз рассмотрел   приоритеты  Северного (Арктического) направления своей  внешней политики, среди которых в 1999 году были утверждены  энергетика,  экологическая и ядерная безопасность, международное сотрудничество в области торговли,  транспорта, других коммуникаций и здравоохранения. С одной стороны,  экономические трудности  и проблемы национальной безопасности сдерживают Россию в открытии пути для иностранных судов. С другой стороны,  игнорирование изменившихся геополитических и геоэкономических факторов,  может  поставить под угрозу  привлечение инвестиций в российскую Арктику и затормозить развитие  арктических коммуникаций.


Создание международного  арктического транспортного коридора  возможно  при увеличении сроков навигации  до круглогодичной, когда  могут быть получены  коммерческие преимущества  по сравнению с  морскими путями через  Суэцкий и Панамский каналы. На арктическом пути из Европы в Японию только  несколько процентов трассы приходится на  сложные ледовые условия.  Норвегия  считает наступившее столетие веком  Северо-восточного арктического пути. В связи с освоением  месторождений нефти и газа в российском Заполярье существуют проекты  строительства  морских транспортных «ворот»  в Печерском море в устье Индиги с сооружением железной дороги и прокладкой трубопроводов из Сибири.


Арктика занимает срединное положение  между  основными полюсами экономического и технологического роста в Америке, Европе и Восточной Азии.  Геостратегическое положение между супердержавами  и прогресс в военных технологиях   превратили Арктику в идеальное место для размещения  стратегическое оружия — межконтинентальных ракет,  дальних бомбардировщиков  и   подводных атомоходов.  В Мурманске  и Североморске  создана крупнейшая военно-морская база Российской Федерации, а в Северодвинске осуществляется строительство  атомных подводных лодок. В период «холодной войны»  проблемы  трансполярных перевозок и использования морских ресурсов, научные исследования,  защита окружающей  среды были подчинены  военно-стратегическим целям. Не случайно,  даже ученые-полярники  получали за  «покорение Арктики» награду с военным статусом - звание  Героя Советского Союза.


Атомный подводный флот  обладал не только  огромным ракетно-ядерным потенциалом, но и мог обеспечить  конвоирование  надводных военных судов из Атлантики в Тихий океан. Вместе с тем,  Севморпуть  играл  не главную роль в  военной доктрине Советского Союза. Оперативные возможности надводного  военно-морского флота в полярных морях  ограничиваются  ледовой обстановкой. Подводные лодки из-за мелководья арктического шельфа  ощущают значительные ограничения в  маневренности. Средние глубины  в Карском, Восточно-Сибирском и Чукотском  морях  составляют менее 100 метров.


В ХХI веке  происходит мировая «революция» в воздушном пространстве  Евразии. В период холодной войны воздушное  пространство  Советского Союза было преимущественно  закрыто для самолетов  иностранных  авиакомпаний, а Арктический сектор стал  абсолютно запретной зоной,  прикрытой ракетно-ядерным щитом. В результате удлинялись  многие  воздушные трансконтинентальные маршруты, огибающие пространство над Северным полюсом и Ледовитым океаном. Открытие воздушного пространства Арктики и дальневосточных морей  кардинально изменит  мировую  инфраструктуру  авиационных перевозок.  Новые воздушные трассы над Сибирью и Северным полюсом сократят время в пути  для самолетов  авиакомпаний США, Канады, скандинавских стран, выполняющих рейсы в  Юго-Восточную Азию, Индию, Китай,  Австралию.  По прогнозам к середине ХХI века  75 %  мировых воздушных перевозок будет осуществляться  над Арктикой, ставшей  срединной землей  между тремя полюсами экономического и технологического развития. 


***
Среди знаменитых советских полярников особое место занимает Иван Дмитриевич Папанин, проживший долгую жизнь (1894, Севастополь — 1986, Москва).  Советский арктический исследователь, контр-адмирал (1943),  дважды Герой Советского Союза (27.6.1937 и 3.2.1940), кавалер 8 орденов Ленина и многих других наград, 

https://r5.mt.ru/r17/photo6A28/20856912940-0/jpg/bp.jpeg
https://r5.mt.ru/r17/photo6A28/20856912940-0/jpg/bp.jpeg

 

Иван Папанин родился в Севастополе в семье матроса. В 1909 году окончил земскую начальную школу, в 1929  и 1931 году — краткосрочные курсы Осоавиахима, Наркомата почт и телеграфов, в 1932 году — первый курс факультета связи Плановой академии.


В1918-20 гг. активно участвовал в Гражданской войне, член КПСС с 1919 г.,  комендант Крымского ЧК. Как пишет Папанин в книге «Лед и пламень» (1984, с. 66) он был одним из «санитаров революции». От многочисленных расстрелов «давила тяжесть не столько физическая, сколько моральная». Рекомендовала  Папанина в ЧК Розалия Самойловна Землячка,  председатель Крымского областного комитета РКП(б). Папанин называл Землячку своим главным ангелом-хранителем.


Согласно рассекреченным архивам размах «красного террора» в Крыму(20.11.1920-18.04.1921) оказался меньших размеров, чем было принято считать.  Большевики Бела Кун и Розалия Землячка к его организации и исполнению прямого отношения не имели и приказы не утверждали. Беспощадный «красный террор» осуществила присланная из Москвы группа ЧК  с особыми полномочиями под руководством чекистов Василия Манцева и Ефима Евдокимова (расстрелянных в конце 30-х годов)3. В более ранней нашей публикации Максимилиан Волошин и палачи Тавриды Розалия Землячка, согласно существовавшей тогда версии, ошибочно называется организатором террора.


В 1923-32 годы Папанин работал в Наркомате связи, в 1932/33 годах был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934/35 — станции на мысе Челюскин.


В 1937—1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». 6 марта 1938 года научные результаты экспедиции получили высокую оценку Общего собрания АН СССР. Папанину,  который «университетов не кончал»,  и другим членам экспедиции академики присудили без защиты ученую степень доктора географических наук.


Триумф покорителей Арктики  пришёлся на незабываемый 1938 год. Человеком года по версии журнала Time  становится рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер. 15 марта жертвами Большого террора стала группа бывших государственных и партийных руководителей Советского Союза — расстреляны  Николай Бухарин, Алексей Рыков, Николай Крестинский, и большинство других фигурантов Третьего Московского процесса антисоветского «правотроцкистского блока». И  последним аккордом торжества советских людей  над врагами народа  стала встреча участников экспедиции «Северный полюс - 1» в Москве 17 марта  1938 года.

C:\Users\Владимир\Desktop\Встреча_участников_экспедиции_Северный_полюс-1_в_Москве.jpg
Автор: фотокорреспондент газеты «Известия» Павел Трошкин (1909–1944).

 

В 1939/46 годы Папанин — начальник Главсевморпути, а в 1941-45 годы одновременно уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-51 годы работал заместителем  директора Института океанологии АН СССР, с 1951 года — начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, а в 1952-72 годы одновременно директор  Института биологии внутренних вод АН СССР. С 1945 году был председателем Московского филиала Географического общества СССР.


***
Папанин числился у Сталина в любимцах, но не обошлось без временной опалы. В начале войны  Папанин строил дачу в Подмосковье, где была задействована военная техника. На требования отдать шесть машин для строительства оборонительных сооружений в прифронтовой полосе ответил отказом. Неожиданно народного героя вызвал Сталин, который поинтересовался строительством дачи и любит ли Папанин детей. Герой ответил, что дачу не достроил, а  детей любит. И вождь советского народа  изрек: «Ну, раз любишь, отдай дачу детскому учреждению или клади партбилет на стол»4. Папанин сделал правильные выводы.


***
Пётр Петрович Ширшов (1905 — 1953, Москва) — советский государственный деятель, гидробиолог и полярный исследователь, профессор (1928), доктор географических наук (1938), академик АН СССР (1939). Герой Советского Союза (1938). Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Народный комиссар, затем министр морского флота СССР (1942—1948). Первый директор Института океанологии АН СССР, который носит сейчас его имя.
Вторая семья Ширшова была эвакуирована из Москвы в 1941 году. Оставшись один в городе, он встретился с актрисой Московского Театра имени Моссовета Евгенией Гаркушей, оказавшаяся роковой. Когда прежняя семья Ширшова вернулась из эвакуации, Евгения уже родила ему дочь, и он остался с ней. В 1946 году Гаркуша была арестована по обвинению в измене родине, антисоветской пропаганде, спекуляции, осуждена на 8 лет ссылки «за спекуляцию и подозрительные связи», а в 1948 году покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. В 1948 году Ширшов был снят с должности министра, а в феврале 1953 года скончался в возрасте 47 лет от тяжелой формы рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Евгений Константинович Фёдоров (1910 —1981) — советский геофизик, начальник Гидрометслужбы СССР, государственный и общественный деятель, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Герой Советского Союза (1938).  В 1962 году был вновь назначен начальником Гидрометслужбы СССР, сразу же начав её реорганизацию, и руководил ею до 1974 года. Организатор и директор (1956—1969 и с 1974) Института прикладной геофизики Гидрометеослужбы СССР. Академик АН СССР (1960), главный учёный секретарь президиума АН СССР (1959—1962). С 1965 года заместитель председателя Советского комитета защиты мира, член Президиума Всемирного Совета Мира (1970—1976).

 

Эрнст Теодорович Кренкель ( 1903 — 1971) — известный советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» («СП») и других арктических экспедиций.Герой Советского Союза, видный общественный деятель, депутат Верховного Совета СССР, член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Радиолюбитель-коротковолновик, первый председатель Совета Центрального радиоклуба (ЦРК) СССР, председатель Федерации радиоспорта СССР (1959—1971), судья Всесоюзной категории по радиоспорту (1953). Первый председатель Всесоюзного общества филателистов (1966—1971).


***
География, являясь частью общеобразовательной культуры и одновременно учебной дисциплиной, занимала в Советском Союзе особое почетное место, пока время физиков и лириков было еще впереди. Советская география  обеспечивала геополитические устремления сверхдержавы в покорении  Арктики, Антарктики и Мирового океана.


Трагическая эпопея  спасения  экипажа и пассажиров «Челюскина», затонувшего в Чукотском море,  превратилась благодаря коммунистической пропаганде в единении советской нации. В апреле 1934 года спасательная операция закончилась триумфальным возвращением челюскинцев в Москву. В мае выходит постановление партии правительства о географическом образовании, в ведущих университетах создаются географические факультеты. Покорителям Арктики и Сибири надо знать  географию страны, где развертывались великие стройки социализма (в том числе Архипелаг ГУЛАГ).   


Покорители высоких широт становились докторами географических наук и Героями Советского Союза. Следует заметить, что это был исключительный прецедент для советской науки. Даже ученые-разработчики  Атомного проекта были удостоены чести быть лишь Героями Социалистического Труда.


В современную эпоху освоения Арктики российская власть использует советский опыт взаимодействия власти с географической наукой, с 2009 года Президент Русского Географического общества –  министр МЧС, а затем министр обороны Сергей Шойгу, Председатель Попечительского совета –  Владимир Путин.  Самым титулованным географом-полярником стал Артур Чилингаров (род. 1939) —учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН (2008), профессор, доктор географических наук. Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2011—2014), Депутат Государственной Думы (с 2016). Член бюро Высшего совета партии «Единая Россия». Первый вице-президент Русского географического общества, президент Государственной полярной академии, президент Ассоциации полярников. Заслуженный метеоролог (2005) и Заслуженный географ (2021) Российской Федерации. Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Лауреат Государственной премии СССР (1981). Герой Советского Союза (1986) — за образцовое выполнение задания по высвобождению в условиях полярной зимы научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» из льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа,  проявленные при этом мужество и героизм. Герой Российской Федерации (2008) — за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции.

Покорение Арктики. Зачем Россия строит 13 новых атомных ледоколов
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fmoiarussia.ru%2

 

Основные источники:
Важнейшие экспедиции в период освоения Арктики с древнейших времен до XX века. https://morproekt.ru/articles/science-artiles/obzornye-stati/181-vazhnejshie-ekspeditsii-v-period-osvoeniya-arktiki-s-drevnejshikh-vremen-do-xx-veka
Владимир Дергачев Геоэкономика. Покорённая Арктика. 2002.

 


Геополитика Арктики. Битва великих держав за Ледовитый океан. Разорванная «петля Анаконды»
Покорённая Арктика. Советские «Ост-Индские компании». Героизм в годы репрессий
Арктика. «Граф Цеппелин». Особая секретная и совершенно секретная экспедиции. Советская проводка корабля Третьего Рейха
Геополитика Арктики. Россия возвращается
Земля Франца-Иосифа. Российская военная база «Арктический трилистник»
Арктика. Северный морской путь, хозяйственное освоение и экология
Арктика. Суровый, но богатый Таймыр
Арктика. Чукотка в стране чудес, где олигарх стал «Богом»
Светлое будущее «Мертвой дороги»
Почетный полярник, инженер-контр-адмирал Василий Бурханов

 


1 Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933-1945. Л., 1969.

2 Заброшенный арктический соляной рудник возле поселка-призрака Нордвик. Кто трудился на нем и что мы увидели. https://zen.yandex.ru/media/finval/
Каким мы увидели Нордвик - заброшенный поселок на берегу Северного Ледовитого океана. История напрасного подвига. https://zen.yandex.ru/media/finval/

3 Реабилитированные историей в 27 томах. Книга десятая «АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ». Крымские расстрелы.  Автор-составитель Ярослав Тинченко. Киев, 2020, тираж 12 тыс.
https://drive.google.com/file/d/1EOgYBnYEBf_

4 Бутузова Л. Садовод Политбюро. — Московские новости, 13-19 июня 2007 г.

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ