logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Арктика. «Граф Цеппелин». Особая секретная и совершенно секретная экспедиции. Советская проводка корабля Третьего Рейха

Владимир Дергачев 25.06.2021

 

https://wiki.gcdn.co/images/5/54/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3_006.jpeg
https://wiki.gcdn.co/images/.jpeg
Дирижабль «Граф Цеппелин» принимал участие в разведывательной экспедиции в советской Арктике.

 

Пассажирский дирижабль «Граф Цеппелин», построенный в Германии в 1928 году, был тогда крупнейшим в мире. Своё название корабль получил в честь немецкого изобретателя жёсткой конструкции графа Цеппелина. В начале 30-х годов в США соорудили жёсткий дирижабль-авианосец USS Akron (ZRS-4) военно-морских сил. Один из крупнейших дирижаблей в мире разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Мог нести до 5 небольших самолётов, служивших для выполнения разведывательных полётов и защиты дирижабля. В 1933 году он потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 человека. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжёлым происшествием за всю историю воздухоплавания.


В отличие от дирижабля-авианосца «Граф Цеппелин» имел самую счастливую судьбу из всех построенных за всю историю воздухоплавания полутораста жёстких дирижаблей: в 1929 году совершил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт; за девять лет эксплуатации провёл в воздухе свыше 17 тыс. часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн. км, перевёз 13,1 тыс. пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом 143 раза пересёк Атлантический и один раз — Тихий океан. 

https://i.pinimg.com/originals/71/ce/b9/71ceb9b6bda8a5daefe1ba6bcd0f0ad7.jpg


Воздухоплавательная экспедиция в Арктику


Утром 24 июля 1931 года в торжественной обстановке дирижабль «Граф Цеппелин» стартовал из Фридрихсхафена, через шесть часов уже был в Берлине, где сделал 8-часовую остановку для приема почты, затем в Ленинграде (где произвел обмен почтой) и направился в Архангельск.


26—30 июля 1931 года он с научными целями (неофициально также и разведывательными) пролетел над значительной частью советской Арктики по маршруту Архангельск, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Мыс Челюскин, Диксон, Новая Земля, Архангельск, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку. Экспедиция на дирижабле «Граф Цеппелин», состояла из 46 человек. Во время арктического полета на его борту были четверо советских специалистов: профессор Р. Л. Самойлович (научный руководитель экспедиции), Эрнст Кренкель (один из радистов), профессор П. А. Молчанов (метеоролог) и Ф. Ф. Ассберг (инженер-воздухоплаватель)1.

C:\Users\Владимир\Desktop\PolarF_1931_01m.jpg
http://www.polarpost.ru/forum/download/file.php?id=57232&t=1&sid=60e793f149405c76df009d6c1d8f6d0d


Во время этого перелёта дирижабль совершил посадку на воду в бухте Тихой острова Гукера (Земля Франца-Иосифа). Здесь он обменялся почтой с советским ледоколом «Малыгин», на борту которого в тот момент находились И. Д. Папанин и Умберто Нобиле (1885 —1978) — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики. С дирижабля на ледокол было передано 120 кг почты. Эти отправленные в основном филателистами разных стран мира почтовые отправления (общим количеством свыше 46 тысяч), погашенные в Арктике, были одним из источников финансирования экспедиции.

C:\Users\Владимир\Desktop\PolarF_1931_00m.jpg
http://www.polarpost.ru/forum/download/file.php?id=57231&sid=60e793f149405c76df009d6c1d8f6d0d&mode=view


Для почтовых ведомств СССР и Германии и Общества строительства дирижаблей «Цеппелин» (владельца воздушного корабля) эта корреспонденция имела крупное коммерческое значение благодаря повышенному тарифу за ее пересылку. В Москве и Архангельске для передачи на «Цеппелин» было получено 7954 отправления, из них 3993 письма и 3961 почтовая карточка на общую сумму оплаты около 15 тыс. рублей.


Ледокол «Малыгин» в 1928 году принимал участие в поисках итальянской экспедиции У. Нобиле. В 1932 году ледокол был выбран для научно-туристической экспедиции в Арктику, организованной Государственным акционерным обществом иностранного туризма.  «Малыгин»  открыл  эру арктического туризма, на его борту организовали обмен почтовой корреспонденцией между судном и дирижаблем во время их встречи в Арктике. Для этой цели на «Малыгине» открыли специальное почтовое отделение, заведующим был назначен  бывший чекист И. Д. Папанин. Возглавлял экспедицию известный полярный исследователь,  профессор Владимир Юльевич Визе.  Среди туристов-путешественников были советские и иностранные журналисты, писатель, три американца-миллионера, представители «Интуриста» и переводчик.


В 1932 году на острове Рудольфа экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция (в связи с проведением 2-го Международного полярного года). В 1937 году «Малыгин» вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Георгий Седов» дрейфовал во льдах Арктики. Вышел из ледового плена с помощью ледокола «Ермак» только в сентябре 1938 года. При возвращении из гидрографической экспедиции по восточной Арктике 28 октября 1940 года «Малыгин» погиб во время шторма  у берегов Камчатки с экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек).

C:\Users\Владимир\Desktop\Icebreaker_Malygin_post_stamp_USSR.jpg
Автор: USSR Postal stamp, 1981 year - http://www.shipstamps.co.uk/2009/01/malygin/, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5946682


После окончания арктической экспедиции «Графа Цеппелина» копия всех научных материалов, согласно договору, была отправлена в СССР, однако, аэрофотосъемки Земли Франца-Иосифа среди них не оказалось. На официальный запрос немецкая сторона сообщила, что фотографии не получились. «Пропавшие» результаты аэрофотосъемки использовались Третьим Рейхов во время Второй мировой войны, на Земле Александры была построена секретная немецкая полярная станция, остатки которой обнаружили в 1951 году. В настоящее время в нескольких километрах от этого места расположена российская военная база и аэродром Нагурское.


После катастрофы дирижабля «Гинденбург» регулярные полёты «Графа Цеппелина» были прекращены и вскоре дирижабль превратили в музей. Конец немецкого дирижаблестроения пришелся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 года по приказу немецкого командования «Граф Цеппелин» был разобран.

 

Финал для советских участников арктической экспедиции на дирижабле.


Советский полярный исследователь, профессор, доктор географических наук  Рудольф Лазаревич Самойлович (1881- 1939) родился в семье еврейского коммерсанта. После окончания Мариупольской гимназии поступил в Одессе на физико-математический факультет Новороссийского университета, продолжил образование и закончил в 1904 году Королевскую горную академию в Фрейберге (Германия), в которой учился Михайло  Ломоносов. Владел в совершенстве немецким, французским и английским языками. В 1912 году участвовал в геологической экспедиции В. А. Русанова на остров Шпицберген. Был одним из инициаторов и первым директором Института по изучению Севера (1925—1930), после его ликвидации — заместитель директора Всесоюзного арктического института (1932—1938). Основатель и первый руководитель кафедры полярных стран в Ленинградском университете (1934—1937). Начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия», совершавшего полёт к северному полюсу под командованием Умберто Нобиле (1928). Научный руководитель международной воздушной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), начальник экспедиций на «Русанове» (1932), «Седове» (1934), «Садко» (1936). За выдающиеся работы в Арктике Самойлович награжден  орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина, ему без защиты присуждена ученая степень доктора географических наук. Он был депутатом Ленсовета, вице-президентом Географического общества СССР, членом Международного морского арбитража, почетным членом Географических обществ США, Швеции, Австрии.


В 1937 году состоялась его последняя, 21-ая по счету северная экспедиция. Из-за крайне тяжелой ледовой обстановки во льдах оказался почти весь арктический флот, в том числе и три ледокольных парохода «Садко», «Седов» и «Малыгин». На них собрался практически весь цвет советской полярной науки. По настоянию участников дрейфа начальником объединенной экспедиции был назначен Самойлович. После дрейфа начались поиски «козлов отпущения». 4 июля 1938 года Самойлович был арестован в Кисловодске, в санатории, где лечился после зимовки. Его объявили агентом немецкой и французской  разведок, 4 марта 1939 года — расстрелян, в  1957 посмертно реабилитирован.

 

Русский советский учёный-метеоролог, доктор технических наук, профессор Павел Александрович Молчанов (1893 — 1941) был изобретателем первого в мире радиозонда. В июле 1931 года, в рамках программы Международного полярного года, немецкие учёные пригласили его принять участие в арктической экспедиции на борту дирижабля «Граф Цеппелин». В Арктике им были успешно запущены 20  радиозондов, проведены первые аэрологические наблюдения. С 1935 года в Ленинграде начато серийное производство радиозондов, они были настолько совершенны в техническом плане, что использовались вплоть до 1958 года. В феврале 1941 года Молчанов назначен заведующим кафедрой авиационных приборов Ленинградского авиационного института.  24 августа 1941 года он был арестован и в октябре застрелен конвоиром на барже в Ладожском озере при этапировании заключённых ленинградских тюрем из блокадного Ленинграда. На месте захоронения останков погибших в этом этапе установлен памятный знак.

 

Советский инженер-воздухоплаватель Фёдор Фёдорович Ассберг (1894 – после 1959) – аэролог, русский офицер-артиллерист в Первой мировой войне (1914—1918), один из главных создателей программы дирижаблестроения в СССР. Был начальником Центральной воздухоплавательной базы (Кунцево). Участник Великой Отечественной войны, с ноября 1942 года около года командовал звеном в полку аэростатов заграждения Московской зоны противовоздушной обороны, участвовал в отражении налётов фашистских самолётов на подступах к столице. Осенью 1945 года демобилизовался и вернулся к мирному труду.

 

Известный советский полярник, профессиональный радист Эрнст Теодорович Кренкель (1903 — 1971) — будущий участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» и других арктических экспедиций. Герой Советского Союза, видный общественный деятель, депутат Верховного Совета СССР. Радиолюбитель-коротковолновик, первый председатель Совета Центрального радиоклуба СССР, председатель Федерации радиоспорта СССР (1959—1971), судья Всесоюзной категории по радиоспорту (1953), Первый председатель Всесоюзного общества филателистов (1966—1971).

 

Арктика. Особая секретная экспедиция (ЭОН-3)


Секретная экспедиция: ЭОН-3, Арктика 1936 г.: ru_history — LiveJournal
https://ic.pics.livejournal.com/alex_n10/25536575/21278/21278_original.jpg

 

Первый удачный сквозной переход по Северному Морскому пути за одну навигацию совершил  в 1932 году ледокольном пароходе «Сибиряков»,  который несмотря на потерю гребного винта во льдах, на самодельных парусах вышел из льдов Чукотского моря в Тихий океан, где был взят на буксир и благополучно добрался до Иокогамы (Япония) для ремонта. Вторая, неудачная попытка пройти тем же путем в 1933 году на пароходе «Челюскин» привел к гибели судна, зажатого  во льдах. Эпопея по спасению людей длилась два месяца, лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза.


Третья секретная экспедиция особого назначения (ЭОН-3) завершилась в 1936 году успешным сквозным переходом с запада на восток за одну навигацию целого каравана судов. В состав экспедиции был включен кинооператор Марк Трояновский, который оставил документальный материал. Сохранился его дневник, впервые опубликованный в 1972 году. В караван кроме двух военных кораблей  входили ледокольный пароход «Садко», танкеры «Анадырь» и «Майкоп», и другие суда. Караван сопровождали ледоколы «Литке», «Ермак», «Ленин» и «Красин»2.


Из  Ленинграда через Беломорско-Балтийский канал предстояло провести прошедших модернизацию эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» для пополнения созданного Тихоокеанского военно-морского флота. На Дальнем Востоке не было судостроительных заводов.  Секретная арктическая проводка стала задачей очередной специально сформированной Экспедиции Особого Назначения (ЭОН-3). Попутно с караваном судов ставилась задача по снабжению Крайнего Севера хозяйственными грузами. Из соображений секретности с военных кораблей были убраны названия, личный состав был уменьшен до минимума. Корпуса кораблей были дополнительно укреплены. Первоначальным планом предусматривался путь вокруг Скандинавии, но в связи с досрочным окончанием строительства Беломорско-Балтийского канала оказалось возможным провести корабли более коротким путем.


В походе участвовало до 14 кораблей, экспедицией руководили начальник Главсевморпути Отто Шмидт и флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов, командующий Тихоокеанским флотом. В 1936 году старший механик эскадренного миноносца «Войков» инженер-капитан 3-го ранга Василий Бурханов принял участие в легендарной секретной проводке военных кораблей по Северному морскому пути. Вот как он описывает обстановку перехода и действия личного состава: «2 июля 1936 года эскадренные миноносцы «Войков» и «Сталин» вышли из Кронштадта. По Беломорско-Балтийскому каналу они перешли в Архангельск, а затем в сопровождении ледореза «Федор Литке» направились на Новую Землю, где их ожидали отряды судов, выделенные для снабжения экспедиции топливом, продовольствием, запасными частями. К этому времени на маршрут перехода вышли ледоколы «Ермак» (в Карское море) и «Красин» (в Восточно-Сибирское море). Вместе с «Литке» они должны были обеспечивать проводку кораблей во льдах. На миноносцы в помощь командирам были назначены «ледовые лоцманы». Обеспечение ледовой проводки кораблей было возложено на Главное управление Северного морского пути, возглавляемое профессором О. Ю. Шмидтом.


В начале августа корабли и суда прошли Маточкин Шар, вышли в Карское море и по намеченному маршруту направились на восток. Их переход, особенно на участке между островом Диксон и морем Лаптевых, протекал в очень тяжелых ледовых условиях. Это потребовало от всего личного состава экспедиции, и прежде всего от экипажей миноносцев, большой выдержки, собранности, стойкости и умения».


Используя перемену ветров, каравану удалось продвинуться дальше. Но при новом сжатии льдов у Диксона (Таймыр) была сильно повреждена обшивка корпуса. Когда льды повредили корпус одного из кораблей, Бурханов, который закончил перед плаванием специальные водолазные курсы, облачившись в скафандр, спустился под воду и с помощью электросварки восстановил цельность обшивки. Чтобы экономить топливо на вынужденных стоянках Бурханов предложил особый теплотехнический режим для корабельных турбин. Его расчеты проверил Отто Шмидт и рекомендовал к использованию. Руководитель экспедиции, лично наблюдавший за работой военных моряков и полярников на переходе, при подведении итогов этого исторического перехода высоко оценил проделанную работу.

https://csdfmuseum.ru/uploads/images/фото_М.Трояновского,_ЭОН-3,_1936_г_.+++_.jpg


17 октября 1936 года эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток. Задание партии и правительства было выполнено.


25 февраля1937 года вышло Постановление ЦИК СССР  О награждении работников Главного Управления Северного Морского Пути и лиц рядового и начальствующего состава Морских Сил РККА. За «настойчивость и преданность при выполнении важнейшего задания в северных морях» награждены орденом Ленина: По главному управлению Северного Морского Пути — 5 человек,  по морским силам РККА — 6 человек, включая капитана 1-го ранга  П.А. Евдокимова  и военинженера 3-го ранга В.Ф. Бурханова. Постановление ЦИК СССР // Известия. — 1937. — 28 февраля (№ 25). 


Руководители экспедиции, начальник Главсевморпути Отто Шмидт и флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов, командующий Тихоокеанским флотом,  были награждены всего лишь орденами Красной Звезды. В критический момент перехода, они запросили Москву принять решение о продолжении похода или его прекращения, то есть, по мнению Кремля, решили перестраховаться и  переложить ответственность.  Москва в ответной радиограмме потребовала самостоятельного принятия решения. В годы репрессий невыполнение секретного правительственного  задания означало арест и расстрел.


***
Михаил Владимирович Викторов (1894 — 1938) — советский военно-морской деятель, командующий Балтийским, Черноморским, Тихоокеанским флотами, Морскими силами РККА, Флагман Флота 1 ранга (1935). Член ЦИК СССР, депутат Верховного совета СССР 1-го созыва, член Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР.


Сын офицера, окончил Ярославский кадетский корпус (1910), Морской кадетский корпус (1913, Золотой знак в память окончания), Минный (1915) и Штурманский (1917) офицерские классы, курсы усовершенствования при Военно-морской академии (1924).


В Первую мировую войну служил на кораблях Балтийского флота. В составе 1-го Балтийского флотского экипажа. Участник Моонзундского сражения. В 1917 — лейтенант, старший штурман броненосца «Гражданин». После Великой Октябрьской социалистической революции перешёл на сторону большевиков, участвовал в высадке морского десанта под Нарвой (1918). В августе 1920 — марте 1921 года командир линейных кораблей «Андрей Первозванный» и «Гангут». Участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, после чего был назначен старшим морским начальником Кронштадта. С мая 1921 — начальник Морских сил Балтийского моря. В 1924 году окончил курсы усовершенствования при Военно-морской академии. С июня 1924 года начальник Морских сил Чёрного моря. С декабря 1924 по апрель 1926 года — начальник Гидрографического управления Морских сил РККА. С апреля 1926 года — начальник Морских сил Балтийского моря. В 1932 году вступил в ВКП(б). С марта 1932 года — начальник Морских сил Дальнего Востока. В 1935 году после создания Тихоокеанского флота назначен его командующим.


В 1937 год — начальник Морских сил РККА, избран депутатом Верховного Совета СССР. К концу года были уволены в ходе чисток около 1400 человек. 22 апреля 1938 года арестован. В ходе следствия признался, что был завербован в заговорщическую организацию Я. Б. Гамарником в 1933 году. 1 августа 1938 года приговорён к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован посмертно 14 марта 1956 года.


Евдокимов (Иванов) Петр Александрович (1893, Российская империя — 1988, США).


Русский, из дворян. Капитан 1 ранга (1936). В ВМФ с 1918. Беспартийный. Окончил Морской корпус (1914), Штурманский класс (1917), курсы ст. комсостава при ВМА (1924). Участник Гражданской войны на Севере. В 20-30 годы — командир эскадренных миноносцев, в том числе «Карл Маркс» (1933–1938) БФ.


В 1939 году репрессирован и осужден, в начале 1940 года освобожден и реабилитирован. Его жена написала письмо наркому НКВД о невиновности мужа. С апреля 1940 Евдокимов — начальник штаба ОУК ВВМУ им. М.В. Фрунзе.


В Великую Отечественную войну вступил в июле 1941 года начальником штаба эскадры Балтфлота. При эвакуации в ВМБ Ханко находился на борту турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», который подорвался на мине. Советские военные  катера трижды безрезультатно пытались ночью спасти людей, а судно потопить. Оставшиеся советские граждане, включая военных моряков,  были пленены противником, в том числе Евдокимов.
Несколько месяцев содержался в различных лагерях для военнопленных, с конца 1942 года сотрудничал с финской военной разведкой и абвером. В 1943–1944 годы преподавал в различных разведывательных школах, с апреля 1945 года входил в состав Вооруженных Сил Комитета Освобождения народов России, полковник. В мае сдался представителям американской армии, выдал себя за старого эмигранта и освобожден из лагеря. Жил в Ландау. Награжден орденом Ленина (1937). Исключен из списков ВМФ с 1 апреля 1942 года.


Совершенно секретная экспедиция. Советская проводка корабля Третьего Рейха.

 
Рейдер 'Комет'.Нацисты в Арктике. | Пикабу
https://cs12.pikabu.ru/post_img/2019/07/03/8/og_og_1562156093218728446.jpg

Германский рейдер «Комет» (Komet)

 

В конце августа - начале сентября 1940 года германский корабль «Комет» под командованием капитана 1 ранга Роберта Эйссена в сопровождении советских ледоколов и лоцманов под покровом глубочайшей секретности прошел 3300 миль по Северному морскому пути в течение рекордных 23 суток, из них только 15 ходовых3.


Об этом фантастическом достижении советские газеты не писали, а советские капитаны и лоцманы, которые провели вдоль  советского арктического побережья в Тихий океан боевой корабль Кригсмарине,  не стали Героями Советского Союза. 


Задачей германского рейдера было ведение боевых операций в Тихом океане на путях британского судоходства. Пиратская эпопея началась 3 июля 1940 года, когда «Комет» направился из Готтенхафена (Гдыни) к берегам Советской Арктики. Предварительно новое торговое судно 1937 года постройки было  переоборудовано во вспомогательный крейсер из сухогруза «Эмс» и официально включено в состав Кригсмарине,


Судно подверглось значительной реконструкции, получив мощное вооружение: шесть 150-миллиметровых орудий, одно 60-миллиметровое орудие, а также шесть единиц зенитного вооружения. Его оснастили шестью торпедными аппаратами (боезапас 24 торпеды),  мощные якорными гальваноударными минами, для скрытой постановки мин на борту имелся быстроходный катер. В специально сооруженном ангаре также находился гидросамолет, предназначенный для ведения воздушной разведки.


Все артиллерийское вооружение было замаскировано за откидными орудийными портами, щитами и люками. Мостик и наиболее уязвимые механизмы были защищены броней, установлено новейшее радио- и навигационное оборудование.


На корабле имелось множество приспособлений, позволявших оперативно и кардинально менять внешний вид и силуэт за счет фальшивых дымовых труб, бортов и парусов. Жилые помещения могли вместить до 300 человек (вместо обычной команды сухогруза до 35 моряков), дальность автономного плавания составляла не менее 70 тысяч миль. Для советских спецслужб это секретом не было. Командование крейсера не скрывало, что они военные офицеры и моряки.


Вопрос о проводке рейдера Северным морским путем решили еще в ходе переговоров в феврале 1940 года. При этом особо было оговорено, что проводка будет осуществляться в режиме строжайшей секретности: немецкий корабль должен был идти с советским названием на борту, под советским флагом. Решением Кремля проводка была возложена на Главное управление Северного морского пути и Наркомвнешторг. Обеспечение секретности операции возложили на Главное транспортное управление НКВД СССР.

 

Советский вождь страстно желал заполучить за эту услугу один из «карманных линкоров фюрера». 11 февраля 1940 года недостроенный крейсер «Лютцов» Третий Рейх продал Советскому Союзу, его весной отбуксировали на Балтийский завод. Он получил название «Петропавловск», к началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности и в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР. Участвовал в обороне Ленинграда от немецких войск. В 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году — «Днепр», в 1956 году — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, к 1960 год корабль разобран на металлолом.

По пути в Советскую Арктику «Комет» несколько раз менял «вывеску» — шел под советским флагом как ледокольный пароход «Семен Дежнев», советский сухогруз «Дунай» и немецкий «Донау». Все это было согласовано с советской стороной, которая для обеспечения надежного прикрытия  убрала настоящий «Дежнев» вглубь Арктики.


15 июля рейдер встал на якорную стоянку северо-восточнее острова Колгуев в Баренцевом море: советское руководство оказалось не готово к его проводке. На две недели фальшивый «Семен Дежнев» полностью выпал из поля зрения советских «компетентных органов» и неизвестно, какой разведывательной деятельностью он занимался, из тринадцати его стоянок установлено лишь две. По одной из версий, на основе промеров глубин и обследования берегов была разработана схема немецкой блокады подлодками Кольского залива, достаточно успешно применявшаяся в ходе войны. Были подготовлены подробнейшие карты для немецких подводников, которые позже позволили им выбирать наиболее выгодные районы ожидания на подходах к Кольскому заливу и Горлу Белого моря.


14 августа 1940 года Эйссен, подойдя к проливу Маточкин Шар, взял на борт советских лоцманов Дмитрия Сергиевского и Афанасия Карельских. Эпопею «Комета» достаточно детально описал капитан рейдера Роберт Эйссен, выпустивший после войны книгу воспоминаний. Он  описывал, как в ходе путешествия регулярно делал стоянки и высаживал не берег «шуточные десанты», невзирая на протесты советских лоцманов. По сути, проводилась наглая, неприкрытая разведывательная операция, рекогносцировка возможной высадки десанта и диверсионных групп.


Во всяком случае, из представленных лоцманами отчетов следовало, что на всем протяжении пути немцы вели непрестанную фотосъемку берега, изучение фарватера, промер глубин в проливах. Разведка эфира также велась в круглосуточном режиме.


19 августа рейдер вышел в Карское море, где была организована трехдневная стоянка для высадки рекогносцировочных групп и получения гидрологической информации. Через ледовые поля моря Лаптевых рейдер вел ледокол «Иосиф Сталин», затем эстафету принял ледокол «Лазарь Каганович». 1 сентября 1940 года, когда до чистой воды оставалось 600 миль, прибывший с «Кагановича» начальник морских операций в восточном секторе Арктики Афанасий Мелехов доставил неожиданное указание Москвы, требующее «в сопровождении ледокола вернуться обратно». В  Беринговом проливе якобы курсируют американские корабли, которые не должны узнать, что немецкое судно прошло Северным морским путем при помощи СССР. Но капитан рейдера заявил, что подчиняется только Берлину, высадил лоцманов и продолжи путь к Берингову проливу самостоятельно.  Вскоре, вслед за «Кометом», (c 5 августа по 17 октября) из Мурманска во Владивосток впервые по СМП была проведена советская подводная лодка Щ-423.

 

Действуя на коммуникациях Тихого и Индийского океанов, нацистский рейдер потопил 9 британских, австралийских, новозеландских, норвежских и нидерландских  судов общим тоннажном 42 тыс. брутто-регистровых тонн. Попутно рейдер артиллерийским огнем уничтожил британский завод по переработке фосфатов и нефтехранилище на острове Науру. В ноябре 1941 года рейдер успешно вернулся в Германию.

 

Биография капитана рейдера Роберта Эйссена заслуживает внимания.  Он  родился в 1892 году во Франкфурте-на-Майне, закончил военно-морскую академию. Во время Первой мировой войны в звании лейтенант-цур-зее на борту немецкого рейдера принимал участие в успешных пиратских операциях  в Карибах и Южной Атлантике. За свою первую войну Эйссен удостоился Железных крестов 2-го и 1-го класса, а также ордена Церингенского Льва II рыцарского класса с мечами — награда Великого герцогства Баден.


После войны Эйссен продолжил службу в Рейхсмарине и в 1935 году стал капитаном 2-го ранга и получил под свое начало гидрографическое судно «Метеор», активно занимавшееся исследованиями в районе Гренландии и Исландии.


1 января 1937 года Роберту Эйссену присвоено звание капитана-цер-зее (первого ранга), он получает должность начальника отдела военно-морского управления военного министерства, его заслуженно считают одним из самых опытных гидрографов немецкого флота. 1 декабря 1939 года Эйссен назначен командиром вспомогательного крейсера «Комет».


За переход через Арктику и первые боевые успехи в рейдерстве Эйссен награжден пристежками к уже имевшимся у него Железным крестам 2-го и 1-го классов. В январе 1941 года ему присвоено звание контр-адмирала, хотя командиров рейдеров столь высокими чинами обычно не жаловали. 30 ноября 1941 года «Комет», совершив кругосветку, вернулся в Гамбург, а Эйссена наградили Рыцарским крестом Железного креста. Контр-адмирал Роберт Эйссен прожил до 1960 года, успев на закате дней послужить начальником гидрографической службы Бундесмарине ФРГ.

 

…14 октября 1942 года «Комет», вышедший под началом нового командира в очередной рейд, потоплен в Ла-Манше британским торпедным катером, из команды не спасся никто. 13 сентября  1942 года капитан дальнего плавания, орденоносец Дмитрий Сергиевский, бывший советский лоцман на борту рейдера, погиб в Баренцевом море западнее острова Медвежий. Он  возвращался из загранкомандировки в Англию. Пароход «Сталинград» с военными грузами в составе конвоя PQ-18 был торпедирован немецкой подводной лодкой.

 


Геополитика Арктики. Битва великих держав за Ледовитый океан. Разорванная «петля Анаконды»
Покорённая Арктика. Советские «Ост-Индские компании». Героизм в годы репрессий
Арктика. «Граф Цеппелин». Особая секретная и совершенно секретная экспедиции. Советская проводка корабля Третьего Рейха
Геополитика Арктики. Россия возвращается
Земля Франца-Иосифа. Российская военная база «Арктический трилистник»
Арктика. Северный морской путь, хозяйственное освоение и экология
Арктика. Суровый, но богатый Таймыр
Арктика. Чукотка в стране чудес, где олигарх стал «Богом»
Светлое будущее «Мертвой дороги»
Почетный полярник, инженер-контр-адмирал Василий Бурханов

 


1 Дирижабль в Арктике /инженер Ф. Ф. Ассберг, радист Э. Т. Кренкель, участники полета; [автор предисловия Н. Семашко]. - Москва; Ленинград: Госмашметиздат,1933. - 88 с.,  6000 экз.

2 Трояновский А.М. (Кандидат физмат наук, ИФП РАН) Секретная экспедиция: ЭОН-3, Арктика https://csdfmuseum.ru/blog/8

3 Арктические тайны третьего рейха/ С. А. Ковалев, А. Ф. Федоров и В. С. Злобин ПЛАВАНИЕ РЕЙДЕРА «КОМЕТ» ПО СЕВМОРПУТИ. http://www.tinlib.ru/istorija/arkticheskie_tainy_tretego_reiha/p6.php

Владимир Воронов Рейдер Третьего рейха. https://novayagazeta.ru/articles/2020/09/04/86960-reyder-tretiego-reyha

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ