logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Российская Арктика. Северный морской путь. Хозяйственное освоение и экология

Владимир Дергачев 25.06.2021

 

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛЕДОКОЛ В МИРЕ ПОСТРОИЛИ В РОССИИ - YouTube
https://i.ytimg.com/vi/Nm4ksIBmMjE/maxresdefault.jpg


Самый мощный атомный ледокол в мире «Арктика» строится на Балтийском заводе и прошел ходовые испытания. Универсальный атомный ледокол  является головным судном проекта 22220 в серии из трех судов, строящихся по контракту с «Росатомом». В серию также вошли ледоколы «Сибирь» и «Урал», которые спущены на воду и достраиваются на плаву. Сроки сдачи ледоколов - 2021 и 2022 годы.

 

Мобилизационная модель освоения Арктики на основе энтузиазма советских людей, героического труда патриотов-добровольцев и рабского труда заключенных закончилась в начале 50-х годов. В настоящее время российская Арктика дает 11% национального дохода страны. Общая стоимость полезных ископаемых в арктической зоне может достигать 30 трлн. долларов США. Изменяющиеся климатические условия облегчают доступ к разработке и добыче природных богатств. Глобальное потепление создает условия в Арктике для международного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом  и Европой. 


Северный морской путь (Севморпуть, СМП) – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Согласно российскому законодательству Севморпуть – исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация  в Арктике. СМП проходит преимущественно в территориальных водах одного государства, гарантирующего безопасность прохода (пиратов здесь нет).  На этой трассе  требуется меньше времени в пути, чем на южном маршруте через Индийский океан и Суэцкий канал, но СМП зависит не только от ледовой обстановки и сезонности, но и цены на нефть. Поэтому когда цена на  нефть падает,  выгоден южный маршрут, а когда растет —  арктический. Этим объясняется, что в последние годы транзит по СМП снижался. Самый трудный участок по Северному морскому пути проходит от Диксона  вокруг Таймыра. 

 

Севморпуть остается основным для доставки грузов на Крайний Север. В 1953 году главное управление СМП утратило прямое подчинение Совету Министров и превратилось в один из главков Министерства морского флота СССР. Современная администрация Севморпути осуществляет свою деятельность с 2013 года. Основными её функциями являются: выдача разрешений плавания судов по СМП; мониторинг движения судов; предоставление навигационной, гидрометеорологической и иной информации; организация системы радиосвязи; выдача удостоверений лоцманам на право ледовой лоцманской проводки судов.

 

В советскую эпоху в Арктике было свыше 60 портов и портопунктов, сегодня остались единицы, особенно в Восточной Арктике от Диксона до бухты Провиденья. В прошлом рекордный показатель грузооборота СМП составлял около 7 млн. тонн в год (1986). В 2019 году общий объем перевозок составил 31,5 млн. тонн, из них транзитных грузов - 697,3  тыс. тонн,  а в 2020 году — 33 млн. тонн, в том числе транзитных грузов 1,3 млн. тонн. На этом уровне грузооборот сохранится в 2021 году. В акватории Севморпути расположены 6 морских портов — Певек, Диксон, Тикси, Хатанга, Сабетта и Дудинка (затапливается во время ледохода на Енисее). Обсуждается проблема создания нового порта на западной оконечности СМП  вблизи Архангельска или многострадальной Индиги, или расширение порта на Ямале Сабетта (Мурманск не СМП). Помимо морских портов осуществляют грузовые операции в 17 оборудованных и необорудованных арктических пунктах1.

 

Объём перевозок по Северному морскому пути с учётом транзитных грузов (тыс. т)

Северный морской путь: оценка грузопотока


По данным центра логистики СМП по Северному морскому пути в 2007 году прошло 2 судна, а в 2013 – 71, 2020 — 40 судов. 
Русатом Карго объявила конкурс на разработку маркетинговой стратегии  грузовых перевозок по Северному морскому транзитному коридору | Атомная  энергия 2.0

 

Самый большой неатомный ледокол в мире «Виктор Черномырдин»  пополнит флот Росморпорта в конце 2021 года. Ледокол строили на Балтийском заводе Санкт-Петербурга с 2012 года.

https://cdn5.vedomosti.ru/crop/image/2020/7n/2wbg5/original-3r7.jpg?height=698&width=1240
https://cdn5.vedomosti.ru/crop/image/2020/7n/2wbg5/original-3r7.jpg?height=698&width=1240

 

В 2019 году российское правительство утвердило «План развития Северного морского пути до 2035 года». 30 марта 2021 года утверждена Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».  Государственная корпорация по атомной энергии (Росатом), имеющая  полномочия  инфраструктурного оператора СМП, стала, по сути, приемником легендарного управления Севморпути и отвечает за его развитие.  С принятием в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин», именно Атомфлот стал «некоронованным королем» Арктики, полновластным хозяином СМП.  Арктическая трасса судоходства, прохождение по которой в прошлом  было настоящим подвигом, была покорена мощью энергии мирного атома.


Подробно:
Мы переживаем исторический этап развития Севморпути - спецпредставитель «Росатома» http://www.finmarket.ru/interview/?id=5476478 26 мая 2021 года
Борис Марцинкевич Северный морской путь - великий распил или шёлковый путь сквозь вечные льды.

Геоэнергетика нефти на фоне COVID-19. http://geoenergetics.ru/2020/03/19/geoenergetika-nefti-na-fone-covid19/


Основной целевой показатель федерального проекта - 80 млн. тонн грузопотока по СМП в 2024 году не будет достигнут. Ожидается, что «Атомфлот» выйдет на уровень 60 млн. тонн, а к 2030 году – до 125 млн. тонн, а арктический флот должен увеличиться практически в 3 раза, с 40  до 100 и более судов.  Уже не в первый раз обсуждается проблема строительства подводных нефтяных танкеров на основе списанных атомных подводных лодок.


Основной рост грузооборота будет обеспечен за счёт поставок сжиженного природного газа с действующего завода «Ямал–СПГ» и с перспективного «Арктик СПГ–2». Свой вклад внесёт и транспортировка не менее 60 млн. тонн жидких углеводородов, добываемых в Арктическом регионе НОВАТЭКом, «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом.  Свою долю в грузообороте занимает порт Дудинка с продукцией «Норникеля», растёт объём поставок Министерства обороны. В связи с освоением новых месторождений увеличилось количество строительных грузов, в том числе для суперпроекта Роснефти «Восток Ойл». В ближайшем будущем «Росатом» приступит к добыче свинцово–цинковых руд и строительства горно-обогатительной фабрики на Новой Земле, что так же увеличит грузооборот СМП.


Рассматриваются возможности добычи угля в Арктической зоне. Несмотря на современные тенденции роста использования в энергетике природного газа как самого чистого ископаемого вида топлива, спрос на уголь в мире продолжает расти. Освоение месторождений коксующегося угля в арктической зоне будет способствовать росту грузооборота СМП и судостроению (потребуются суда-балкеры усиленных ледовых классов)2.


Объем каботажных перевозок уже превысил возможности архангельского транспортного узла в летне-осеннюю навигацию.  Добавляются перевозки для «Восток Ойл» и «Северной звезды», входящей в холдинг AEON Романа Троценко,  для доставки угля по Северному морскому пути.  В 2020 году «Росатом» осуществил очередной рейс лихтеровоза «Севморпуть», было доставлено около 200 контейнеров с рыбой с Дальнего Востока в европейскую территорию страны.

 

Стратегическая задача России — превратить Северный морской путь, идущий вдоль российского арктического побережья, в международный транспортный коридор. Растет интерес к развитию СМП как международного транзита, включая контейнерные перевозки. В  2020 году 52 иностранные судоходные компании запрашивали разрешение для осуществления рейсов по Севморпути.  Создается современная инфраструктура, для повышения конкурентоспособности приоритетным является привлечение экспортно-импортных грузов —  драйверов развития Арктики. Благодаря ключевому инвестору  компании НОВАТЭК грузооборот по СМП вырос с 2015 года в 8 раз. Значительный вклад в развитие грузопотока вносит «Газпром нефть». Началась реализация масштабного нефтяного проекта «Восток Ойл» (входит в «Роснефть») и освоение на Чукотк Баимской рудной зоны (осваивается казахстанской KAZ Minerals).


В соответствии с требованиями плавания по СМП суда арктического ледового класса  могут круглогодично ходить без ледокольной поддержки во льдах толщиной до 1,7 метров. За последние годы был построен новый грузовой арктический флот судов, который перевез в 2020 году около 85% всех грузов на СМП.


"НОВАТЭК", "Совкомфлот" и "Атомфлот" осуществили в 2021 году исторический сверхпоздний зимний рейс 5 января из порта Сабетта по восточному маршруту Севроморпути самостоятельно, достигло пункта назначения в АТР, а 19 февраля судно вернулось обратно в Сабетту в сопровождении ледокола. 


Важной задачей развития Севморпути является освоение полезных ископаемых. Потенциал развития месторождений твердых полезных ископаемых в Арктике очень высокий, ТПИ составляют половину стоимости перевозимых грузов.


Малая атомная энергетика существенно дешевле используемой дизельной генерации. В 2020 году  «Росатом» ввел в эксплуатацию первую в мире плавучую атомную станцию в Певеке, планируется строительство пяти плавучих энергоблоков мощностью 500 МВт для энергоснабжения Баимского золотомедного месторождения со стоимостью 6,45 рубля за кВт ч.


Для ускорения скорости освоение арктической зоны используется кластерный подход, позволяющий реализовать этапы проектов не последовательно, а параллельно.


Одним из первых кластеров может стать освоение второго по величине запасов в Якутии месторождению золота на основе атомной станции малой мощности. Это позволит  реализовать несколько инвестиционных проектов в районе поселка Усть-Куйга и снизить стоимость энергетики.


***
Российская уранодобывающая компания «Атомредметзолото — горнорудный дивизион Государственной корпорации «Росатом», занимает пятое место в мире по объёму добычи урана и второе — по объёму запасов урана в недрах. В планах АРМЗ освоение на Новой Земле (Южный остров) Павловского месторождения свинцово-цинковых руд, одно из крупнейших в России. В 2020 году Эльконский горно-металлургический комбинат «Атомредметзолота» приобрел лицензию на разработку золоторудное месторождения на Чукотке.


***
Арктический шельф — важный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике. В 1989 году специалисты объединения «Арктикморнефтегазразведка», проводившие разведочное бурение в Печорском море на Приразломном месторождение, подтвердили наличие здесь промышленных запасов нефти. Для его разработки на производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске была построена специальная морская ледостойкая стационарная платформа, которая в 2011 году установлена в  море в 60 км от берега.
Здесь в 2013 году, первой на шельфе Арктики  начала добычу получившая лицензию компания «Газпром нефть шельф» (входит в «Газпром нефть»). Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы «Приразломная», позволяющей выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т. д. Все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров). Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO).

Отсрочка для «Газпром нефти»: разработка Долгинского месторождения отложена  на 16 лет | Ненецкий автономный округ | ФедералПресс


В настоящее время месторождение Приразломное — единственное на арктическом шельфе России, где ведется добыча нефти. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от закрытого вахтового поселка Варандей и в 320 км к северо-востоку от Нарьян-Мара. Приразломное содержит более 70 млн. т извлекаемых запасов нефти, что позволяет достичь годового уровня добычи порядка 5,5 млн. тонн.
Лицензии на разработку нефтяных месторождений арктического шельфа  получила и ОАО «Роснефть».


Специальная морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»
Арктическая платформа “Приразломная” скинула импортное оборудование |  ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
https://loveopium.ru/content/2015/11/prirazlomnaya/00.jpg

 

Добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна для  экологии. В условиях сурового климата вероятность аварийных ситуаций возрастает, а возможность ликвидации последствий разлива нефти осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Столкновение с айсбергами  может стать роковым для нефтедобывающей платформы, поэтому для снижения риска  выполняют их буксировки специальными судами.


Экологические организации, такие как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике.


***
Российская газовая компания «Новатэк» — второй по объёмам добычи производитель природного газа в России. По данным Forbes, в 2020 году «Новатэк» занял 316-е место среди крупнейших компаний мира по объему листинга. Штаб-квартира — в городе Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ). Основатель, председатель правления и крупнейший акционер — Леонид Михельсон.


Ямал СПГ — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), французского концерна TOTAL (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Китайского инвестиционного Фонда Шелкового пути (9,9%) по добыче, сжижению природного газа и его поставкам. Оно состоит из завода по производству СПГ мощностью около 16,5 млн. тонн в год,  и морского порта Сабетта для погрузки продукции на СПГ-танкеры. Запасы газа Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения оцениваются в 926 млрд. куб .метров. В июне 2021 года НОВАТЭК построил и ввел в строй последнюю четвертую очередь завода Ямал СПГ.


Арктик СПГ 2 — очередной проект компании «Новатэк» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала). Данный проект связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» со строительством конечного перевалочного хаба на Камчатке.


Япония инвестирует 3 млрд. долларов США в развитие проекта «Арктик СПГ-2».


«Новатэк» строит в Мурманской области крупную специализированную верфь Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, предназначенную для создания морских платформ гравитационного типа с размещенными на них заводами сжижения природного газа.

 

Арктический порт Сабетта,  созданный на западном берегу Обской губы Карского моря и восточном берегу полуострова Ямал, предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Первые грузовые суда порт принял в 2013 году. Вахтовый поселок  Сабетта рассчитан на 3,5 тыс. жителей, всего на объектах «НОВАТЭК» работают более 20 тыс. человек.

C:\Users\Владимир\Desktop\maxresdefault.jpg
https://i.ytimg.com/vi/v5jpZDADCeI/maxresdefault.jpg


Глубина у причалов порта 15,2 м, подходной канал  длиной 6 км, шириной 495 м, глубиной 15,1 м и  морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м. Общий  объём дноуглубительных работ составит 70 млн. м³. 
В 2015 году для порта был выделен дополнительный участок под причал, предназначенный для приёма строительных грузов и грузов снабжения, необходимых для Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения.
Морской порт Сабетта предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.


Порт строился в рамках проекта «Ямал СПГ». Первая  очередь крупнейшего в стране завода сжижаемого природного газа начала работу 5 декабря 2017 года. За период 2014 – 2019 годов грузооборот порта Саббета увеличился с 0,2 млн. т до 19,5 млн. т,  в том числе экспортные поставки 8 млн. т. (обслужено 300 судов). 


В январе 2018 года самый мощный атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий» (судно типа «YAMALMAX»). В сопровождении ледокола Росатомфлота судно проследовало во французский порт Дюнкерк. В том же году этот атомоход впервые в истории зимней навигации  осуществил проход за 17 суток транспортного судна,  танкера-газовоза «Эдуард Толль» от Берингова пролива до порта Сабетта.


Имеются планы строительства железной дороги (170 км) до порта Сабетта от станции Бованенково  железной дороги «Обская — Карская». Также рассматривается возможность строительства железнодорожной линии «Полуночное — Обская», что даст порту Сабетте ещё дополнительные 20 млн. тонн грузов.


Для проекта «Ямал СПГ» в 2015 году построен международный аэропорт.  Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлётно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолёты различных типов.


В 2019 году компания ВымпелКом (торговая марка «Билайн») успешно реализовала проект по организации высокоскоростного канала передачи данных «Москва-Сабетта» для ОАО «Ямал СПГ» пропускной способностью 1 Гбит/сек.


***
Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение открыто геологами в 1969 году, в 1984 году образован посёлок Ямбург  и организован трест «Ямбургстройгаздобыча», который занялся обустройством месторождения.


В настоящее время закрытый вахтовый посёлок Ямбург,  принадлежит компании «Газпром добыча Ямбург», он расположен в  пограничной зоне в 148 км  к северу от Полярного круга, на Тазовском полуострове на берегу  Обской губы.  Ямбург связан железнодорожной линией с Новым Уренгоем. В посёлке находятся подъездные пути от расположенной немного южнее железнодорожной станции Ямбург. Железная дорога фактически не функционирует с 2015 года. Имеется аэропорт. Так же на берегу Обской губы расположен морской порт. Ямбург связан автомобильной дорогой Новым Уренгоем, где расположен офис управления предприятия.


В Ямбурге постоянно находится около 5-6 тысяч вахтовиков предприятия «Газпром добыча Ямбург», либо подрядных организаций. Вахтовики работают на Ямбургском месторождении один или два месяца, после чего уезжают домой на отдых, который обычно длится около месяца.

C:\Users\Владимир\Desktop\3331.jpg

https://static.wikia.nocookie.net/geographie/images/a/a5/3331.jpg


Посёлок Ямбург получил своё название от Ямбургского месторождения, в его застройке использовался финский опыт планирования северных поселений. Были возведены жилые дома гостиничного типа и общежития. Большинство работников проживает в трехэтажных модулях, соединённых  теплыми переходами с общественным корпусом. Чтобы не растопить лед вечной мерзлоты, строения возводятся на сваях. Все коммуникации, включая водопровод и канализацию, проходят по воздуху на опорах.


В общественных корпусах располагаются зимние сады, столовые, магазины, игровые помещения, спортзалы. В поселке есть культурно-спортивный комплекс, включающий в себя концертный зал на 500 мест, библиотеку, спортивный зал с трибунами на 200 мест, несколько тренажерных залов, 25-метровый бассейн. Ямбург располагает медсанчастью с современным оборудованием. Есть поликлиника, пункт скорой помощи, больница, аптека, отделение восстановительного лечения.


В Ямбурге возведен православный храм Апостола Иоанна Богослова, — один из самых северных на планете. В августе 2001 года в поселке побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и освятил церковь.


***
Российский суперпроект Роснефти «Восток Ойл» не имеет мировых аналогов по добыче углеводородов на Крайнем Севере. Он включает объекты энергетики мощностью более 2,5 тысячи гигаватт, 50 судов разных типов и классов, и около ста буровых установок отечественного производства. Завершено сооружение самого большого в стране судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке в Приморском крае.  


Подробно: Российская Арктика. Суровый и богатый Таймыр


Большие перспекивы  у проектов осовения уникальных метсорождений Чукотки. Подробно: Арктика. Чукотка в стране чудес, где олигарх стал «Богом» 


***
Баренцбург— второй по величине населённый пункт на архипелаге Шпицберген. В 2016 году его население  с поселком Пирамида составляло 495 жителей. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596—1597 годы. Располагаясь на территории Норвегии, Баренцбург имеет также и Генеральное консульство Российской Федерации.

C:\Users\Владимир\Desktop\Barentsburg_seaside.jpg
Автор: Smtunli, Svein-Magne Tunli - http://www.tunliweb.no/SM/English/sm_eng.htm, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6319831

 

Первый постоянный посёлок возник в Баренцбурге в 1920 году, когда земельный участок был выкуплен нидерландской компанией NESPICO. Из-за экономического кризиса в Европе компания закрыла рудник, а в 1932 году его владельцем стал советский трест «Арктикуголь».


Хотя архипелаг Шпицберген и находится под норвежским суверенитетом, уникальный договор о его статусе (Шпицбергенский трактат 1920 года) предоставляет гражданам всех подписавших его стран равные права по эксплуатации природных ресурсов. В настоящее время Россия — единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на Шпицбергене.


В советское время работа по контракту «Арктикугля» хорошо оплачивалась и имела многочисленные льготы. Распад Советского Союза привёл к стремительной деградации угольной шахты. В настоящее время Баренцбург находится полностью на автономном жизнеобеспечении. Здесь действуют шахта, теплоэлектростанция, порт и объекты жилищно-социальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома, больницу, культурно-спортивный комплекс, детский сад, школу и музей, есть православная домовая церковь и часовня. В год добывается 120 тыс. т угля, который поставляется в европейские страны и используется для нужд поселка. В последние годы перед трестом «Арктикуголь» поставлена задача по диверсификации деятельности, основные направления — развитие науки (создан Российский научный центр на Шпицбергене) и развитие туризма. Длительная изоляция Баренцбурга как от норвежской части острова, так и от континентальной России составляет основу его туристической привлекательности. Между Баренцбургом и столицей архипелага Лонгйиром в летнее время норвежскими судами выполняются ежедневные туристические рейсы.


***
Некоторые проекты в Арктике ждут своей реализации многие годы, а иногда и века. После Крымской войны власти Российской империи рассматривали вариант транзита товаров через Крайний Север и строительство арктического порта Индига. Также вопрос о его строительстве ставил в 2022 году вождь всемирного пролетариата  Владимир Ленин. В 1928 году порт намеревались строить для вывозки печорского леса. В 1942 году вновь выдвигается проект создания порта в устье рекиИндиги, обсуждаемый еще до войны. Тогда же, на гидрографическом судне Главсевморпути «Юлий Шокальский», было проведено обследование побережья и подтверждено, что наиболее удобным местом для строительства порта является район устья Индиги. Вновь интерес к проекту порта возник в 60-е годы3.


Поселок Индига (632 жителя, 2010) в Заполярном районе Ненецкого автономного округа России.
C:\Users\Владимир\Desktop\887e3115b5a222d02853146b8ca492df.jpg
https://neftegaz.ru/upload/medialibrary/887/887e3115b5a222d02853146b8ca492df.jpg

 

В современной России проект незамерзающего порта  Индига пыталась реанимировать «Роснефть»  для экспорта сжиженного газа, но не получила лицензию. Через порт по Севморпути планировалось отправлять на экспорт 70 млн. тонн грузов, из которых 50 млн. тонн — уголь из Кузбасса. Возникла идея сделать порт частью железнодорожного проекта «Баренцкомур» (магистраль Баренцево море – Коми – Урал), чтобы доставлять грузы морем и железной дорогой единым логистическим циклом. Намечалось  строительство  железной дороги Сосногорск—Индига. По разным причинам эти планы до 2018 года не были реализованы4. В 2019 году о проектировании незамерзающего глубоководного порта заявила российская корпорация «АЕОН».

https://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2018/219/_2018d219-01-01.jpg

 

Характеристики бухты Индига, где запланировано строительство, идеально подходят для организации крупного транспортного узла. Глубина моря у берегов достигает 18 метров, и это дает возможность принимать суда дедвейтом 100 тыс. тонн и более. Круглогодичная навигация позволяет идти судам ледового класса без сопровождения ледоколов. Реализация такого проекта существенно сокращает (на 350-400 км) и упрощает доставку грузов через Севморпуть до конечного покупателя, соответственно, и удешевляет ее. Эффективность использования судов ледового класса возрастает на 30%.


Предусмотрена перевалка практически всех видов грузов, доставляемых  железнодорожным, трубопроводным, водным транспортом. Грузы в Индигу пойдут как из российских регионов на экспорт в Америку, Канаду, Европу, Китай, страны АТР, так и в обратном направлении.


В порту построят угольный и нефтеналивной терминалы, терминал для СПГ, универсальный перегрузочный комплекс, специализированные причалы и причалы для судов портового флота, базы портового флота и базы ликвидации нефтеразливов, другие инфраструктурные объекты. Использоваться будут крупнотоннажные суда дедвейтом от 150 до 300 тыс. тонн.


После выхода на полную мощность планируются следующие показатели грузооборота порта Индига: угольный терминал – 30 млн. тонн в год; нефтеналивной – до 17 млн. тонн; терминал СПГ – 6,4 млн. тонн; универсальный перегрузочный комплекс – 3,8 млн. тонн; специализированные причалы – 1,8 млн. тонн в год. Порт Индига с годовой мощностью 80 млн. тонн груза планировалось запустить в 2025 году, а к 2035-му его грузооборот мог вырасти до 120 млн. тонн. Но запуск вновь отложен на 2028 год5.


Многи проекты в Арктике имеют длительную историю, и Индига не исключение. Прошло более полтора века «хотения», петух дважды  клюнул  после  Крымской войны (1853 – 1856) и Великой Отечественной (1942), когда возникла угроза утраты железнодорожного пути к Мурманску. 


***
Арктический порт Тикси является одним из ключевых по обеспечению жизнедеятельности на побережье моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также в устьях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы и других. Тикси – морские арктические ворота Республики Саха (Якутия). Порт  расположен в одноименном поселке Булунского района Якутии на побережье моря Лаптевых. Навигация длится менее трёх месяцев. С июня по сентябрь из Якутска ходит речной пассажирский ретро теплоход «Механик Кулибин» 1955 года постройки (7 рейсов за навигацию).

Карта Булунского улуса (Тикси, Усть-Ленский заповедник), Якутия, Россия.


Поселок Тикси был создан в 1933 году, недалеко находится полярная станция, а также сооружённая в 1957 году Полярная геокосмофизическая обсерватория «Тикси». Статус посёлка городского типа получен в 1939 году. Население Тикси увеличилось за пятьдесят лет с 1939 до 1989 года с 700 до 11,6 тыс. человек. Но в результат цунами российской  демократии сократилось до 4,7 тыс. человек (2021).


Морской порт Тикси создан 1 января 1934 года Главным управлением Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны в порту формировались внутренние арктические конвои,  и в основном перерабатывал грузы, поступающие по программе ленд-лиза. За период военных действий через порт прошло 8 млн. тонн грузов. В 1982 года порт награждён орденом Дружбы народов. В 1986 году зимой построены два пирса с глубиной шесть метров, грузооборот порта достиг 860 тысяч тонн за навигацию.


Имеется аэропорт федерального значения, совместного базирования гражданской и военной авиации, вновь введён в строй  в 2013 года. В 1970—1980-х годах  эксплуатировался как запасной военный  аэродром «Тикси-Западный», расположенный в 10 км от Тикси.


Легендарному морскому порту Тикси в  2014 года исполнилось 80 лет. За эти годы порт пережил взлеты и падения грузооборота. В порту Тикси   работало много выпускного Одесского института инженеров морского  флота (ОИИМФ). Генеральным директором ОАО «Морской порт Тикси» с 1996 года  был одессит  Владимир Земнухов6. В основном с 1965 года порт набирал стивидоров из числа старшекурсников ОИИМФ, а докеров-механизаторов по оргнабору. Приезжали в командировки и работники южных портов. В те годы порту Тикси необходимо было только портовых рабочих от 200 до 350 человек.


С конца 80-х в стране начался экономический и политический кризис, что не замедлило сказаться и на деятельности порта. Начал падать грузопоток, в процессе реорганизации забрали нефтебазу, и функции снабжения посёлка Тикси теплом и электроэнергией. Если в начале десятилетия порт перерабатывал до 250 тысяч кубометров лесных грузов за навигацию, то в начале 90-х годов лес исчез.


В порт  не могут зайти суда с осадкой больше 5,5—5,8 метра. У причала  глубины от шести до семи метров, в подходном канале — семь-восемь. Необходимы дноуглубительные работы, грунты  в бухте позволяют довести глубину у причала и на подходе до 9 метров.


Комплексный план развития Тикси до 2025 года включает модернизацию морской гавани, решение проблем энергетической эффективности, создание испытательного полигона «Север: территория устойчивого развития». В Тикси запланировано также возведение новой дизельной электростанции мощностью не менее 10 МВт. В Тикси возвращаются военные, руководством Северного ВМФ  осуществляет строительство взлетно-посадочной полосы двойного назначения  и жилых домов для военнослужащих.


Порт  может стать важной распределительной базой северного завоза для арктических территорий.  Подобная схема в советское время работала при доставке продовольствия, особенно скоропортящейся продукции – тогда грузы шли в Тикси из Архангельска морским транспортом, а далее доставлялись  самолетами. 


Реализация программы по обновлению инфраструктуры порта Тикси позволит к 2025 году нарастить объем грузоперевозок до 300 тыс. тонн в год. Для этого в рамках модернизации будут созданы условия для безопасного захода в порт морских судов с осадкой до 10 м, а также расширена граница морского порта.


Возможно, строительство специального глубоководного причала недалеко от Тикси в районе села Найба. Компания «Роснефть» получила участки под геологоразведку на шельфе в прибрежной зоне Якутии, и может появиться необходимость строительства глубоководного морского порта.


Модернизация  порта Тикси позволит решить проблемы с металлоломом, которого в якутской Арктике скопилось порядка 5 млн. тонн. В рамках реализации программы «Чистая страна» планируется вывезти этот металлолом реками в морской порт Тикси, а далее после первичной переработки направить на металлургические комбинаты.


Поселок Тикси сегодня
1 марта 1939 – 80 лет назад Тикси получил статус посёлка
https://goarctic.ru/upload/iblock/82a/82a1fe1dc86a6281d92c222863a39449.jpg

 

***
Арктика  захватывает края двух материков, почти весь Северный Ледовитый океан с сотнями островов и архипелагов, Атлантический и Тихий. В Арктике живут 4,8 млн. человек, больше половины — на территории России. Самые крупные города — Архангельск, Мурманск и Норильск.  В СССР Заполярье строили заключенные ГУЛАГа, они  создали Воркуту, Норильск, Магадан  и Нарьян-Мар. Добыча нефти и газа, геологоразведочные работы и поиски золота требовало приток трудовых ресурсов. Советская власть привлекала трудящихся на Крайний Север льготами, включая подъемные, двойной оклад, ранний выход на пенсию, длительный отпуск, районный коэффициент и северные надбавки.


Строить новые крупные города постоянного проживания  в экстремальных природных условиях  Арктике экономически не оправдано. Вахтовый метод уже апробирован на Ямбургском, Заполярном и других  месторождениях. Старые города необходимо сохранять как центры развития региона. По теме: Архангельск. Столица Русского Севера или Поморья?


Нарьян-Мар (25,5 тыс. жителей) - административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Город находится за Северным полярным кругом, он расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря. Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1501 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км.

В НАО 12 детей-сирот получат квартиры | «АСН-инфо»
https://asninfo.ru/images/news/c3828abf/047227983106c8c46c0b4ef2.jpg

 

Арктическая зона России начинает осваиваться с широким размахом с суммарными инвестициями,  превышающими  триллион долларов, включая преимущественно капиталы государственных и частных компаний, а так же китайцев, индусов, французов и казахов. 


Экологические проблемы и малые народы Севера


Что кроме сгущенного молока ждать белым медведям от нового наступления человека в Арктике?
C:\Users\Владимир\Desktop\kotel_nyj_foto072.jpg
http://lemur59.ru/sites/default/files/images/kotel_nyj_foto072.jpg


Климатические изменения упрощают доступ к природным богатствам Арктики, которые еще до недавнего времени были надежно скрыты вечной мерзлотой и экстремальными природными условиями.  В результате возрастают воздействия хозяйственной деятельности на хрупкую арктическую природную среду. Только за последнее время  произошло несколько экологических катастроф. Только летом 2020 года в результате разлива топлива в Норильске на предприятии «Норникеля» природе был нанесен ущерб в размере почти 148 млрд. рублей, или 2 млрд. долларов7.


Одновременно ущерб наносится и коренным народам Крайнего Севера на землях их же предков. Их право на самоуправление и право голоса зачастую игнорируются. Расширение добычи нефти и газа в арктической зоне наносит ущерб хрупкой экосистеме,  часто лишает малые народы  традиционных пастбищ и ставит под угрозу их традиционное существование.


Принимаются меры по созданию особо охраняемых арктических территорий. Заповедники Арктики — места нетронутой человеком суровой и фантастически красивой природы. Здесь не ведётся никакая масштабная хозяйственная деятельность, нет разработок полезных ископаемых и предприятий промышленности — только небольшие поселения коренных жителей, многие из которых заброшены. Среди крупных арктических  заповедников: Большой Арктический, Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, «Русская Арктика».


Большой Арктический заповедник — крупнейшая природоохранная зона в России и третья по величине в мире. Заповедник отлично приспособлен для приёма туристов — на его территории проложена масса интересных маршрутов, здесь можно не только увидеть красивейшую природу севера, но и познакомиться с бытом коренных народов, оценить великолепие флоры и фауны региона, заняться рафтингом и дайвингом. Заповедник располагается на Таймыре и занимает побережье и острова Северного Ледовитого океана, омывается Карским морем и морем Лаптевых.


Национальный парк Русская Арктика создан в 2009 года  на огромном арктическом пространстве площадью  1,4 млн. га, из них суша — 632 тыс. га, морские акватории — 794 тыс. га. Он включает север архипелага Новой Земли и заповедные территории Земли Франца-Иосифа. В этом регионе располагаются крупнейшие в Северном полушарии «птичьи базары» (кайры и гаги), лежбища моржей, обитают белые медведи, гренландский кит, песцы, гренландские тюлени и нерпы. Растительность представлена некоторыми видами мхов, лишайников и малым количеством цветковых. Парк создан для сохранения уникальной природы Арктики.


На территории национального парка находятся места и объекты, связанные с историей открытия и освоения российской Арктики с XVI века. В частности, они связаны с деятельностью русских полярных исследователей Владимира Русанова и Георгия Седова, а также стоянки голландского мореплавателя Виллема Баренца, открывшего эти земли для западных европейцев, и русских поморов, бывавших там задолго до него.


Этот арктический регион представляет собой большой интерес для развития экологического научного и познавательного туризма. В 2019 году в летний сезон национальный парк посетили 1306 человек из 44 стран мира. На территории национального парка находится семь полевых баз и опорных пунктов, в которых в летний сезон можно разместить от 5 до 20 человек.


Круглогодичная стационарная полевая база Омега на острове Земля Александры действует с 2014 года. По соседству с базой находится военный городок Нагурское. Сезонная база Бухта Тихая, открытая в 2012 году, находится на территории бывшей полярной станции, которая сейчас переоборудована в музей. Сезонная база Мыс Желания находится на территории бывшей полярной станции. Сезонный опорный пункт на острове Хейса расположен недалеко от Обсерватории имени Эрнста Кренкеля. Сезонный опорный пункт Долина Ветров  расположен на острове Нортбрук. Сезонные опорные пункты созданы на островах Гофмана и Греэм-Белл (Земля Франца-Иосифа). На острове Греэм-Белл был советский военный ледовый аэродром. 


С 2014 года в «столице» арктического туризма «Бухте Тихой» работает самое северное в мире отделение «Почты России» и открыт сувенирный магазин. В 2019 году здесь торжественно открыт многофункциональный визит-центр парка.


Бухта Тихая
C:\Users\Владимир\Desktop\Kruiz-na-Severnyy-polus (24)_1540647974_1556620372.jpg
https://www.russiadiscovery.com/upload/files/Kruiz-na-Severnyy-polus%20(24)_1540647974_1556620372.jpg

 

Остров Врангеля — столица белых медвежий. Самый северный заповедник России, остров Врангеля расположен выше 71° северной широты, всего на 19° южнее Северного полюса. Его уникальные ландшафты арктической тундры с её вечной мерзлотой и минимальным количеством растительности ежегодно привлекают любителей природы из многих стран.  Отличительная особенность заповедника «Остров Врангеля» — стратегическое положение в непосредственной близости от Берингова пролива. Некогда Северная Америка и Евразия были связаны здесь полоской суши, а после поднятия уровня Мирового океана острова пролива оказались изолированы от континентов, и жизнь развивалась здесь по своим законам. В результате этого сегодня в заповеднике обитают около 40 эндемичных видов, не встречающихся более нигде на планете.


На острове Врангеля  находится самая большая в мире концентрация родовых берлог белого медведя. Встретить хищников в ходе экскурсии-сафари не составляет никакого труда. Здесь  расположены крупнейшие лежбища тихоокеанского моржа, а также имеются самые крупные в восточной Арктике колонии морских птиц, включая единственную в Азии колонию белого гуся.  На острове можно увидеть неолитическую стоянку охотников возрастом более 3 тыс. лет. В российской Арктике реализуется долгосрочная экологическая программа по уборке от мусора и затонувших кораблей. Проведена оценка возможности подъема первых затонувших объектов со дна моря, в том числе двух подводных лодок.

 

Освоение арктической зоны России требует  решения многих проблем. Необходимо восстановить  утраченный потенциал советской арктической науки. Требуется создание новых энергетических мощностей, строительство  атомные плавучие мини-электростанций  «Росатома» с большими  затратами на охрану объектов,  или дизельных на СПГ.   Важной задачей является обеспечение надежной спутниковой связи и работы Всемирной сети в арктической зоне.


Геополитика Арктики. Битва великих держав за Ледовитый океан. Разорванная «петля Анаконды»
Покорённая Арктика. Советские «Ост-Индские компании». Героизм в годы репрессий
Арктика. «Граф Цеппелин». Особая секретная и совершенно секретная экспедиции. Советская проводка корабля Третьего Рейха
Геополитика Арктики. Россия возвращается
Земля Франца-Иосифа. Российская военная база «Арктический трилистник»
Арктика. Северный морской путь, хозяйственное освоение и экология
Арктика. Суровый, но богатый Таймыр
Арктика. Чукотка в стране чудес, где олигарх стал «Богом»
Светлое будущее «Мертвой дороги»
Почетный полярник, инженер-контр-адмирал Василий Бурханов

 


1 https://oilcapital.ru/news/transport/15-02-2021/gruzopotok-po-sevmorputi-v-2021-godu-budet-ne-nizhe-urovnya-2020-goda

2 Денис КожевниковВеликий Северный путь. https://gazetazp.ru/special/poljus-pritjazhenija/velikij-severnyj-put.html

3 Наливайко Г.Я. Изыскание порта в устье реки Индиги. – "Летопись Севера", т. IV, М., 1964.

4 Правительству подкинули угля. Проект порта Индига реанимирован и хочет господдержки. — Газета "Коммерсантъ" №219 от 28.11.2018.

5 В Индигу плывут только сроки.  Запуск порта отложен на 2028 год
https://www.kommersant.ru/doc/4662563

6 «Мы верим, что порт Тикси ждёт большое будущее». Интервью 2014 года  Ольги Глазуновой с генеральным директором ОАО «Морской порт Тикси» Владимиром Земнуховым. https://biznes-gazeta.ru/?id=problem.view&obj=ca79a46078f5785d6a24f2c3830f0e46

7 Геополитика в Арктике: коренные народы между фронтами https://www.swissinfo.ch/rus/

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ