logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Светлое будущее «Мертвой дороги»

Владимир Дергачев 25.06.2021

 

C:\Users\Владимир\Desktop\11.JPG
http://www.rzd-expo.ru/images/history_dead_doro/11.JPG

 

Трансполярная магистраль — советский проект железной дороги от берегов Баренцева моря до Чукотки, один из вариантов Великого Северного пути, обсуждаемого с 1928 года. В 1947—1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР строился участок железнодорожного пути «Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка».
Начальник ГУЛЖДС в 1941 – 1947 годы – одессит, генерал-лейтенант Нафталий Френкель.


Подробно: Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От контрабандиста до строителя коммунизма


Железная дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, пересекает Полярный Урал и в настоящее время работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок «Ермаково — Игарка» также находился за Северным полярным кругом.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Karte_der_Stalinbahn%2C_Russian.png
Автор: Charly1234 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91192537


Современная карта железной дороги с указанием построенных участков
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Transpolar_magistral_map_osm2019_middetail.svg/1280px-Transpolar_magistral_map_osm2019_middetail.svg.png
Автор: собственная работа - https://github.com/trolleway/geodata/tree/master/wikipedia-russia-transpolar, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=83444359


Строящаяся в советскую эпоху Северная  железная дорога создавала реальные предпосылки для установления надёжной транспортной связи северо-восточных районов Сибири и Норильского горно-металлургического комбината с индустриальными центрами страны.


Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 года  был утвержден проект маршрута «Салехард - Игарка». Изыскания и проектирование морского порта в Игарке было поручено Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) при Совете Министров СССР.


Связь строителей с управлениями поддерживалась сначала по радио, а затем по столбовой телефонно-телеграфной линии, протянутой заключёнными вдоль строящейся трассы.


В марте 1953 года, после смерти Иосифа Сталина была объявлена амнистия и освобождено около 1,2 млн. заключённых, большинство из которых трудились на стройках коммунизма. По теме: Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле.


В результате борьбы за власть было принято решение о прекращении многих сталинских проектов.  Построенные участки Полярной дороги были заброшены. Стоимость незавершённого капитального строительства было оценено в 1954 году в 1,8 млрд. рублей. Новые советские вожди на многие десятилетия похоронили геостратегическое мышление Иосифа Сталина, реализуемое  на основе мобилизационной модели, включая использование рабского труда заключённых ГУЛАГа, и не смогли предложить другой альтернативы. Так трасса Салехард - Игарка стала «Мертвой дорогой», а недостроенный туннеля под проливом Лаперуза был затоплен. Только более чем через полвека стала очевидной важность «Мёртвой дороги»  и в  2018 году начато строительство Северного широтного хода.

Дороги, которые изменят Россию. Где и когда построят стальные магистрали? |  Пробки/дороги | Авто | Аргументы и Факты


http://f9.ifotki.info/org/1646d40968c439c99d737d5ca71769994d7fff109054750.png
http://www.rzd-expo.ru/history/salekhard_igarka_quot_abandoned_road_quot_/


C:\Users\Владимир\Desktop\613469_1602759564.jpg


Северный широтный ход — строящаяся железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно Минтрансом России, правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, РЖД, «Газпромом» и «Корпорацией развития».

C:\Users\Владимир\Desktop\slide_2.jpg
http://images.myshared.ru/24/1271429/slide_2.jpg

 

Строительство Северного широтного хода планируется осуществить до 2025 года. После завершения проекта прогнозируемый объём перевозок составит 24 млн. тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 году, но из-за финансовых трудностей сроки реализации проекта неоднократно переносились. Железнодорожное строительство впервые в постсоветской практике осуществляется на условиях концессии.


В ближайшей перспективе  планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток до Игарки (участок протяженностью 600 км). Разработан проект потенциального продолжения Северного широтного хода вдоль Енисея от Игарки до морского порта Дудинка с последующим сопряжением с Норильской железной дорогой. Возможно, в двадцать первом столетии «восточное плечо» Северного широтного пункта дойдет до Чукотки.

 

Так может выглядеть в будущем один из варрантов трассы Великого международного  транспортного пути от Парижа до Нью-Йорка. 
Магистрали через Россию переломят хребет морской гегемонии США / Mythi
https://politrussia.com/upload/iblock/609/60930ef8b4b62a3d7c1e38aaeb6eec4f.jpg


В отдаленном будущем реально сооружение  Арктической (Полярно-Сибирской)  железнодорожной магистрали, реанимирующей сталинский проект.  Дорога позволит вовлечь в хозяйственный оборот местные природные ресурсы и сократит  расстояние  для транзитных грузов между  Европой и Америкой. Северо-евразийская земля от Енисея до Тихого океана остается, несмотря на  богатые ресурсы, крупнейшей экономической пустыней мира. Эта огромная страна, названная  геополитиком Макиндером «Леналенд», располагает крупнейшими в мире запасами угля и древесины, значительными  месторождениями нефти и природного газа, алмазов, золота, олова, сельскохозяйственными возможностями Южной Сибири. Это последний ресурсный рубеж для Колумбов мирового бизнеса, освоение которого, возможно, станет крупнейшей экономической задачей двадцать первого столетия. Слабозаселенная и богатая природная страна на Северо-Востоке Евразии – «Сибирское Эльдорадо»  - ждет своего времени.  Россия  на протяжении столетия не смогла предложить эффективную модель освоения восточных и северных регионов. Это не может продолжаться вечно в условиях мирового дефицита энерго- и других природных ресурсов. Если Россия и дальше будет проявлять неспособность в эффективном освоении северо-восточных регионов и создания достойного человека качества жизни, это сделают другие страны, но по своему сценарию. Не случайно  освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока  под международным контролем является  излюбленной темой западных СМИ.


В настоящее время крупнейшим инфраструктурным проектом в Евразии является китайский суперпроект современного Шёлкового пути.  Возможна реализация проекта  Азиатско-Североамериканской  магистрали (АСАМ), что будет зависеть от создания геополитической оси Китай - Соединенные Штаты, что  в ближайшем будущем является маловероятной задачей. Китай является главным геополитическим соперником Америки в Евразии. Трасса АСАМ пройдет по маршруту  Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - тоннель под Беринговым проливом - Ванкувер - Сан-Франциско. Если смотреть на географический глобус, этот самый протяженный в мире коммуникационный коридор соединит конечные пункты практически по  прямой линии. В отличие от Великого Шелкового пути, большую часть   дороги на Северо-восток России,  Аляски и Канады  предстоит  создать впервые, что делает проект  уникальным по своим масштабам.


В ХХI  веке осуществится идея  соединения Японских островов с континентом. Будет прорыт  тоннель под проливом Лаперуза между островами Хоккайдо и Сахалином, который  также соединится с материком тоннелем под Татарским проливом. Реанимация проекта связана как с возможностью  создания сухопутного транспортного выхода Японии на материк. В настоящее время имеется техническая документация  на строительство моста или тоннеля Лазарев - Погиби длиной в 11,7 км. Таким образом, в будущем станет возможным прямое железнодорожное  сообщение между крупнейшими островными государствами - Великобританией и Японией.  Реализация проекта потребует не менее 2-3 млрд. долларов США. В Стране восходящего солнца уже давно создано общество «За соединение Японии с Евроазиатским материком».


Соединенные Штаты вряд ли допустят создание коммуникационного каркаса, усиливающего континентальные геополитические блоки    Западная Европа - Россия - Китай, Россия - Япония,  Россия - Индия или другие. Поэтому США на протяжении многих десятилетий после Второй Мировой войны создавали геополитическую «петлю Анаконды» (военные базы), направленную против глобальных конкурентов  в Евразии. Вместе с тем, Российская Федерация будет разорвана между Европейским Союзом и Китаем, если  не станет коммуникационным мостом между этими полюсами экономического и технологического развития. Современная Россия время от времени озвучивает намерения о великих торговых путях, но из-за утраченной геополитической мощи, отсутствия капитала и политической воли проекты часто превращаются в пустой звук. Будущее евразийских коммуникаций зависит от евразийской геополитики и её основных игроков.


Некоторые публикации на Портале о проектах Международных транспортных коридоров:
Геополитическая трансформация мировых путей
Международные транспортные коридоры
Великий Шелковый путь
Битва за Евразию. Новый Шелковый путь. Суперпроект века
Драконы Великого Пути
Великий морской путь
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану
Южный коридор Шёлкового пути
Европейские транспортные коридоры. Прощание с эпохой чрезмерного романтизма
Новая Европейская транспортная стратегия
Забытый евроазиатский транспортный коридор
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Транспортные тупики Украины


Геополитика Арктики. Битва великих держав за Ледовитый океан. Разорванная «петля Анаконды»
Покорённая Арктика. Советские «Ост-Индские компании». Героизм в годы репрессий
Арктика. «Граф Цеппелин». Особая секретная и совершенно секретная экспедиции. Советская проводка корабля Третьего Рейха
Геополитика Арктики. Россия возвращается
Земля Франца-Иосифа. Российская военная база «Арктический трилистник»
Арктика. Северный морской путь, хозяйственное освоение и экология
Арктика. Суровый, но богатый Таймыр
Арктика. Чукотка в стране чудес, где олигарх стал «Богом»
Светлое будущее «Мертвой дороги»
Почетный полярник, инженер-контр-адмирал Василий Бурханов

 

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ