logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Введение в новейшую геополитику

Владимир Дергачев

«Абсолютно правильного миропорядка не существует. Справедливость  остается задачей, не имеющей  завершения». Карл Ясперс1

«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер2.

 

Геополитика  занимает важное место в современных международных отношениях. На рубеже второго и третьего тысячелетий произошел геополитический ренессанс — возрождение геополитики в новом качестве как междисциплинарной аналитической науки. Возникла острая потребность в системных аналитиках, обладающих современным геополитическим мышлением.


Процесс к усилению междисциплинарного подхода идет в России и постсоветских государствах медленно и часто из-за дефицита системных аналитиков подменяется политологическими исследованиями. Несмотря на множество публикаций по традиционной геополитике, труды по новой (геоэкономической)  и новейшей геополитике занимают скромное место. Геополитика так и не стала предметом исследования академической гуманитарной науки.


В современном мире без геополитических  прогнозов невозможно  представить будущее страны. В многополярном мире с открытыми и закрытыми обществами и экономиками государственный деятель обязан обладать геополитическим  мышлением. Но геополитика важна не только для  президентов, депутатов или сенаторов, она становится  составной частью общеобразовательной  культуры. Представления о геополитике  нужны каждому человеку, стремящемуся занять активные позиции в обществе. Как просто  объяснить могущество  страны морским или континентальным местоположением,  но как  порой  сложно проложить созидательный путь,  не поддавшись соблазну оказаться  в  мифологическом королевстве  кривых зеркал.


Этот путь проходит не только через географию или экономику, но и пространство души. На границе рационального  и чувственного восприятия мира рождаются новые символы, которые трансформируются в данном месте и социальном времени на основе цивилизационного (культурно-генетического) кода. Запад адаптировал человека  с помощью рационалистических технологий (разума) к миру машин, у цивилизаций Востока  доминирует  чувственное восприятие внешнего мира.  Цивилизации ума и сердца образуют мировой порядок, где дефицит человеческих энергий (пассионарности) или  высоких технологий внутреннего духовного мира нельзя заменить материальным богатством. Природа богатства государства основывается на высокой созидательной  человеческой энергии, способной преодолеть эгоизм и «шкурные интересы» правящей элиты. Этим богатством обладает каждое государство, но воспользоваться им на благо отечества удается не  всегда и не всем.


Чтобы постигнуть горизонты столь притягательной  для многих европейской культуры недостаточно «быстрой езды» (интеграции,  вхождения в «общий дом»)  в реальном географическом пространстве.  Вместо  вечного славянского вопроса «что делать», и каких коней запрягать,  необходимо согласно традиции европейской мысли научиться думать. А это порой так трудно и обременительно.  Как отмечал философ Мераб Мамардашвили,  состояние общегражданской грамотности просто чудовищно. Человек с одичавшим сознанием живет в пространстве, в котором накоплена  огромная  масса отходов производства мысли и языка. Восхождение к европейскому гражданскому обществу  шло через религиозные войны, когда люди жертвовали жизнью в борьбе за  совесть. Европейский человек,  боровшийся за  свободу религиозной совести, установил свободу мысли, свободу  совести в самом широком смысле как самый бесценный продукт цивилизации. Этот продукт нельзя бездумно перенести на другую почву или получить с дипломом  той или иной степенью  образования. Просвещение — это «взрослое состояние»  человечества, т.е. способность людей думать   и ориентироваться своим умом без наставников и авторитетов3


Но как  это сделать, если  старые идеалы разрушены или оказались мнимыми, а радиация воинствующего атеизма создала социум с маргинальной властью, живущей только сегодняшним днем? Как проложить  дорогу к истине? И здесь появляется соблазн заимствовать истину в реальном географическом пространстве или в прошлом отечества. Но на этом пути  каждого из нас подстерегают опасности.


Философия предупреждает, что энергия зла черпается из энергии истины, уверенности в видении истины. И только цивилизация блокирует разрушительную энергетику  на основе  формальных механизмов упорядоченного, правового поведения. Противостоять  одичавшему сознанию и алчности собственной природы может только гражданин, обладающий правом мыслить своим умом. Нельзя, руководствуясь наилучшими намерениями и высокими «идеями», внедрять  самый «справедливый» закон административным путем.


В конце ХХ века пала Берлинская стена, но продолжает сохраняться  непреодолимая преграда («железный занавес»)  в духовном пространстве,  опустошенном и лишенном веры. После распада СССР  исчез не только политический или географический центр советской цивилизации (империи), но  в преимущественно  безбожном пространстве воинствующего атеизма образовалась пустота или «черная дыра». Империи неоднократно рушились в истории, но  если оставалась в душах людей  Вера, сохранялся  фундамент для будущего оптимистического сценария. Когда истинной Веры нет, происходит движение к периферии  души с размытыми  границами  идеала. При отсутствии целей здравого смысла наступает  системный кризис политических элит,  характеризующийся  крайностями  суждений — от приступа глупого оптимизма до глубокого пессимизма. И так было не раз в истории. Утрата исторической памяти — характерная черта  общества, облученного радиацией воинствующего атеизма. Когда   на поверхность общественно-политической  жизни поднимается все то, что имеет удельный вес  меньше единицы — наступает анархия и хаос. Реальная география подменяется мифологической.


В условиях глобализации и регионализации международных отношений возросла роль междисциплинарных исследований к анализу сложных социально-экономических процессов. Мировой системный кризис  подтвердил актуальное значение для исследования процессов геополитической трансформации классической модели Кондратьева – Валлерстайна, связавшей геополитику с экономикой и социологией. Наиболее востребованными стали академические и другие аналитические центры, концентрирующие профессионалов в разных областях знаний для решения сложных многомерных проблем.


В основе лекций по геополитике разрабатываемая автором геополитическая теория Больших многомерных пространств, преодолевающая географический и экономический детерминизм в геополитике за счет   расширения базисных факторов, учитывающих природную и социальную сущность человека, включая менталитет и традиции.


Геополитическим затмением Восточной Европы. Запрещенная геополитическая мысль  вошла в Восточную Европу или,  в более широком понимании,  в расколотое советское пространство Хартленда с большим опозданием. О традиционной геополитике начали писать и говорить, когда она уже стала достоянием истории ушедшего века. На руинах разбежавшейся империи начали возводиться воздушные замки «возрождения», разрушающиеся при первом соприкосновении с реальной действительностью. Геополитическая архитектура, созданная на основе классических концепций и игнорирующая  устойчивые культурно-генетические коды и архетипы, не выдержала противостояния внешним Вызовам. Вместо торжества правого гражданского общества с рыночными отношениями и достойным человека качеством жизни начала формироваться  новая мировая периферия, которую некоторые западные оппоненты называют «черной дырой» в геополитическом пространстве. Не будем осуждать такую резкую оценку. Мы, живущие на этой земле, её заслужили.  Но все же  трудно смириться с мыслью, что люди испытывающие веками социокультурную общность и социопсихологическую близость (мы другие), добровольно  превратятся в маргиналов человечества.


Казалось бы, в условиях глобальных вызовов, проще всего отсидеться на восточнославянском Хуторе близ Европы. Но вряд ли это удастся. В нестабильном мире  чаще всего «взрываются»    государственные институты, имитирующие действительность. Для того, чтобы понять природу геополитической трансформации, необходимо преодолеть узость ставшей популярной традиционной геополитики с доминирующим географическим или экономическим детерминизмом. Новейшая геополитика переносит акцент  на многомерное коммуникационное пространство, учитывающее разнообразие культурно-генетических кодов.  Какова  природа распада и геополитического самоубийства восточноевропейской цивилизации на фоне интеграционных процессов  в современном мире? Почему  геополитическая трансформация постсоветского пространства под воздействием внешних и внутренних вызовов свелась к унизительным попыткам стратегического партнерства с Западом на основе мифической «дружбы народов» побежденных и победителей? Каковы  возможные последствия столкновения рыночного (неолиберального) и религиозного фундаментализма в расколотом пространстве?  Почему «братья славяне» берутся за дело раньше, чем начинают думать? Что значит «быть в Европе»? Возможен ли новый славянский брак по любви или несчастью? Как научиться жить своим умом и «начать думать» в реальном географическом пространстве  и социальном времени? Здесь в качестве транслятора межличностного диалога  выступают философы, проложившие  свой путь в пространстве мысли.


На основе авторской концепции Больших многомерных пространств исследуется коммуникационная природа мировых цивилизаций, предложивших альтернативные технологии установления мирового порядка. Это микрокосмосы  Возможной страны, созданные в лоне  древнегреческой,  китайской, западноевропейской, исламской и американской цивилизаций. Особое внимание уделяется  многомерному  коммуникационному пространству расколотой (восточноевропейской) цивилизации и возможным геостратегиям, обеспечивающим национальную безопасность государств.   


В 60-е годы автор, учащийся в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, получил некоторые представления о запретной геополитике, использованные при написании кандидатской диссертации. В ней речь шла о рубежной контактной зоне цивилизаций — «жизненном пространстве» России и Китая. На историко-экономико-географической работе был поставлен гриф «для служебного пользования», чтобы  «не сыпать соль на рану» в непростые в те годы советско-китайский отношения. Была сформулирована концепция историко-экономических циклов освоения «больших пространств»4, введено понятие пространственно-временной стратификации (ПВС) освоения территории. Правда, «экономические» циклы пришлось заменить в диссертации на «хозяйственные циклы», так как классики марксизма-ленинизма задолго до изысканий  молодого аспиранта определили генеральное политэкономическое направление — неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Только в американском издании моей статьи циклы были названы «экономическими» (Dergachev, 1977).  


В дальнейшем от рубежных контактных зон больших цивилизационных пространств  автор обратился к береговой зоне Мирового океана, что нашло отражение в докторской диссертации «для служебного пользования». Береговую зону (Римленд), являющуюся одним из важнейших геополитических объектов,  так же не рассматривали в открытой советской печати. Были уточнены предыдущие теоретические представления о «Больших пространствах» в исследовании целостности процесса освоения суши и Мирового океана (Дергачев, Саушкин, 1979). В результате  появилась геоэкономическая концепция, преодолевающая ограниченность «сухого закона» в науке, описывающего общепланетарные закономерности только с позиций  континентальных пространств. Концепция  контактной зоны суша – море учитывала влияние  разномасштабных природных и историко-экономических процессов (Дергачев, 1980; Dergachev, 1981).


Третий этап был связан с формированием концепции рубежной  коммуникативности  Больших пространств на примере свободных экономических зон и международных транспортных коридоров5. И, наконец, заключительный этап связан с исследованием энергонасыщенных рубежей  евразийских цивилизаций 6.  Возможно, предыдущий опыт  позволил  интерпретировать цивилизации как «океаны» с энергонасыщенными берегами многомерного пространства Земли. В результате многолетних исследований были сформулированы основные положения геополитической теории больших многомерных пространств.


На пограничное (чувственное и рациональное)  восприятие геополитических Больших пространств оказали влияние индивидуальные ландшафты  жизни,  наполненной автобиографическими событиями:

  • факт рождения в  Забайкалье на восточных рубежах Великой Евразийской степи вблизи родины Чингисхана (Даурии, Ононского бора), основателя Монгольской империи;
  • детство и юность, которые прошли в окрестностях  городища нижневолжской «Помпее» — бывшей столицы  Золотой Орды Сарай Бату, расположенной в природном коммуникационном узле Великой реки и Великой степи;
  • учеба в шестидесятые годы в интернациональном Московском государственном университете  им. М.В. Ломоносова, своеобразной Зоны коммунизма и  контактов социокультурных традиций народов не только социалистического лагеря;
  • работа и служба  в пограничье (западных, восточных и южных  форпостах советской империи)  в Белоруссии (Минск и под Гродно), на  российском Дальнем Востоке (Владивосток) и на Украине (Одесса);
  • жизнь в «жемчужине у моря» — Одессе, пронизанной морем, степью и солнцем;  основанной на западных рубежах Великой Евразийской степи, откуда в прошлом степное золото (хлеб) поступало на европейские рынки;
  • встречи со Львом Гумилевым  и его трудами об истории народов Великой Евразийской степи, знакомство с книгой «Цивилизация и  великие  исторические реки», написанной  Львом Мечниковым.

Большое значение для формирования теоретических представлений автора имеют многочисленные мониторинговые поездки (геополитические путешествия) по  бывшим советским республикам; европейским, арабским, тюркским странам, в Китай и Индокитай.  Авторская технология мониторинговых поездок используется в процессе работы над аналитическими статьями, книгами и учебниками. Если большую часть информацию можно черпать из Интернета, то погружение в заданную социальную среду  другой страны или региона часто вносит существенные коррективы в профессиональную аналитику. Позволяет зрительно увидеть то, что Интернет пока передать не может. С прогрессом в сетевых технологиях и скоростным Интернетом появилась возможность совершать виртуальные путешествия, однако они лишь частично заменяют непосредственное погружение в другую социальную среду.


Будущее рождается сегодня, и его ориентиры необходимы для выработки современных решений. В многомерном коммуникационном пространстве в результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются рубежи высокой энергетики, где может разгореться пламя созидания или разрушения. К этим раскаленным горизонтам, скрытым порой от непосредственного зрительного восприятия и тем самым таящим неизвестность, направлено движение мысли. Сможет ли оно наполнить паруса знания, судить тем, кто отважится разделить этот путь. Ведь так просто принять бушующий океан иллюзий за царство истины в ожидании светлого будущего. Но именно этого автор обещать не вправе. Задача курса лекций  будет выполнена, если от движения мысли к знанию возгорится искра оптимизма — желание творческой и деловой активности — неисчерпаемого ресурса созидания.


Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  32 п. л.  

ISBN 978-966-02-6012-2

 

1 Карл Ясперс Смысл и назначение истории. Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991, с. 202.

2 Мартин Хайдеггер Время и бытие. Пер. с нем. — Республика, 1993, с. 258.

3 Мераб Мамардашвили Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992.

4 Дергачев В. Исторические циклы хозяйственного освоения территории. - Вестник Московского университета. Серия география, 1976, № 2. С. 82-86.

5 Дергачев В. Концепция рубежной (маргинальной) комплиментарности. - Одесса: Судоходство, 1995. - 48 с.
Дергачев В. Поиски комплиментарного развития государства-цивилизации. - Известия Русского географического общества, 1996, том 128, вып. 2. - С. 42-48.
Дергачев В. Создание зон комплиментарного развития на социокультурных  рубежах. - Вестник Московского университета, серия география, 1996, № 4. - С. 11-14.
Дергачев В. Ведение в теорию рубежной (маргинальной) комплиментарности. Одесса, 1996. - 12 с. (Серия «Доклады профессора Дергачева»).
Дергачев В. А. Свободные экономические зоны в современном мире. — Одесса: Судоходство, 1996.
Дергачев В. Раскаленные рубежи: очерки рубежной коммуникативности. - Одесса: Астропринт, 1998.
Дергачев В. Рубежная коммуникативность. - Известия Русского географического общества, 1999, т.131, вып.3, с.70-76.

6 Дергачев В. Евразийские рубежи вражды и мира. - Одесса, 1996. - 22 с. (Серия «Доклады профессора Дергачева»).
Дергачев В.  Введение в теорию рубежной коммуникативности. — Экономические инновации, 2000, вып. 7, с. 132 — 146.
Дергачев В.  ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ «ПЕТЛЯ АНАКОНДЫ»: новые рубежи евразийской геополитики США. — «Вестник аналитики», 2007 , № 3 (Москва).

 

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ