logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 




   
   
   
Союз образовательных сайтов    
Яндекс цитирования    
Рейтинг@Mail.ru    
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Классификация Больших пространств Земли

Владимир Дергачев

 

В философии понятие «пространство» отражает формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря  чему только и возможны наши внешние наглядные представления (по Канту).


В традиционной и новой геополитике сложились исторические  типы Больших пространств, часть которых нашла отражение в геополитических концепциях: Море и Континент (Хэлфорд Маккиндер и др.), «жизненные пространства» (Карл Хаусхофер), Большие экономические пространства (Фридрих Лист, Карл Шмитт)  и др. В отличие от «Больших пространств»  традиционной и новой геополитики (военно-политического и экономического),  новейшая геополитика акцентирует внимание на  многомерность множества пространств, создающих на рубежах созидательную или разрушительную энергетику. Такой подход к мироустройству находится в полном соответствии с европейской философской традицией, исходящей из кантовских представлений о множественности миров. Перечислим основные функциональные типы Больших пространств Земли:

  • Большие географические пространства (континенты,  моря и океаны), 
  • Большие геополитические пространства (Море и Континент),
  • Большие континентальные пространства (Евразия, Балканы, Кавказ, Ближний Восток, Центральная Азия и др.)
  • Большие океанические и морские пространства (Арктика, Средиземноморье, Каспий),
  • Большие цивилизационные пространства,
  • Большие пространства мировых цивилизаций,
  • Большие многомерные пространства государства-цивилизации,
  • Большие имперские пространства (Британская империя и др.),
  • Большие средиземноморские пространства (Римская империя),
  • Большие пространства универсальных «имперских» мифов (Великая Россия, Великая Грузия, Великая Армения, Великая Сербия  и т.д.),
  • Большие геополитические пространства региональных держав (Россия, Турция, Иран, Таиланд, Саудовская Аравия, ЮАР и др.),
  • Американские имперские «зоны жизненных интересов»,
  • Большие духовные (конфессиональные) пространства мировых и других религий,
  • Большие суперэтнические духовные пространства,
  • Большие пространства религиозного фундаментализма (исламского, евангелистского и др.), 
  • Большое православное пространство,
  • Большие демографические пространства (Китай, Индия, Европа и др.),
  • Большие пространства мировых диаспор,
  • Большие экономические (геоэкономические) пространства 
  • Мировая финансовая империя, включая империю оффшорной юрисдикции ,
  • Большие пространства этнического предпринимательства (Большой Китай и др.),
  • Большие пространства криминальной экономики и др. 
  • Большие социальные пространства,
  • Большие социопсихологические пространства,
  • Большие пространства кристаллизованной пассионарности,
  • Большие индивидуальные пространства (ландшафты жизни),
  • Большие социокультурные пространства,
  • Большие пространства основных языков межнационального общения (английский и французский, испанский и португальский, китайский, русский, арабский и немецкий), 
  • Большое пространство русского языка и культуры,
  • Большое пространство американской массовой культуры,
  • Большие информационные пространства,
  • Большое информационное пространство американских СМИ,
  • Большие виртуальные киберпространства Интернета,
  • Большие пространства природных ресурсов, 
  • Большие пространства энергетический ресурсов (Персидский залив, Сибирь), 
  • Большие пространства водных ресурсов (Россия, Бразилия, Канада),
  • Большие экологические пространства (Сахара, Гималаи, циркумграничные океанские круговороты и др.). 

Географическое пространство конечно, но безграничная мысль создает в нем новые состояния («страты»), абсолютный горизонт событий. Впервые это выдающееся открытие сделали греки. Государство — это не география, а состояние, достигнутое на фундаменте человеческой энергии, где в соотнесении должны быть элементы великой триады: Космос (Природа) — Полис — Человек (Душа человека).


Протяженность географического пространства выступает как важный коммуникационный ресурс  развития и обороны страны, вместе с тем требует сильной власти и капитала. Преодолеть протяжённое пространство можно только в духе, а физически покорить — путем мирной колонизации или «огнем и мечом». Россия является самым крупным территориальным государством мира. Российское пространство оказалось непреодолимым для немецкой (европейской) армии, исповедующей стратегию «молниеносной войны». Русский километр оказался гораздо длиннее западноевропейского.


Большие геополитические пространства создаются мировыми империями, сверхдержавами. В истории возникали «Великие океаны» многомерного коммуникационного пространства  (Китайский,  Великий Эгейский, ЕвроАфроАзийский). В прошлом через Большие пространства,  рожденные в результате политической воли великих полководцев, проходили трансконтинентальные коммуникации (коридоры) для товаров, идей и информации. Например, Великий шелковый путь и Великая Евразийская степь между мировыми цивилизациями.


Выделяются Большие пространства гегемонии великих держав (мировая социалистическая система во главе с СССР, мировая капиталистическая система во главе с США). Большая Россия (Русский мир) включает Российскую Федерацию и русское зарубежье. 


Большие пространства «от моря до моря» (Семенов-Тян-Шанский, 1915) преодолевают  ограниченность традиционного геополитического подхода к противостоянию  Моря и Континента. Эффективность этой модели особенно наглядно демонстрируют Соединенные Штаты Америки, создавшие два полюса экономического и технологического развития на атлантическом и тихоокеанском побережьях. Российская/Советская империя не смогла создать эффективное геоэкономическое пространство «от моря до моря».


Большие пространства мировых цивилизаций характеризуются  устойчивыми культурно-генетическими кодами и архетипами, доминирующей ролью менталитета и нравственных ценностей  в противостоянии внешним Вызовам1. Эти цивилизационные особенности используются в технологиях новейшей геополитики. Когда захват «чужих территорий» осуществляются с помощью центрических технологий манипулирования сознанием (подсознанием) граждан государства, которое является объектом воздействия.


Наиболее эффективной формой противостояния глобальным вызовам и угрозам в современном мире являются Большие многомерные пространства государства-цивилизации. Эти  крупнейшие полюса  экономического и технологического развития представлены аналогичными образованиями — Объединенная Европа, Соединенные Штаты и Китай.  Объединенная Европа ассоциируется с историческим ядром западноевропейской цивилизации. Американская цивилизация осознается таковой по своим масштабам воздействия на окружающий мир (военно-политическая, экономическая, культурная и информационная экспансия). Классическим государством-цивилизацией является Китай,  где в основном совпадают политические, социокультурные и конфессиональные границы. Государством-цивилизацией был распавшийся на национальные образования Советский Союз.


Большие духовные пространства (силы духа) включают множество конфессий (католики, протестанты, православные, мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты, индуисты, буддисты, буддисты-ламаисты и др.). В мире по уровню социально-экономического развития выделяются протестантские страны Европы, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония, а так же две бывших английских колонии (Гонконг и Сингапур). В Европе к группе протестантских государств  относятся Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и Исландия. В Германии, Нидерландах и Швейцарии  примерно одинаково протестантов и католиков, но велика роль этих стран в становлении протестантизма. Католицизм доминирует в 14 европейских странах. Кроме того в Европе 6 православных государств и 4 мусульманских. Среднедушевой доход ВВП по паритету покупательной способности в протестантских странах включая Германию, Швейцарию и Нидерланды выше чем у католиков, православных и мусульман, соответственно, в 1,5  раза, 2,5 раза и 5 раз. По качеству жизни особо следует выделить успехи скандинавских стран.
Невозможно навсегда  «перепрыгнуть» в пространство другой цивилизации, не утратив свой культурно-генетический код. Какой великий соблазн  получить ответ на вечный выбор пути социально-экономического развития в реальном географическом пространстве.  Христианские пророки указали путь к благоденствию, проходящий через внутренний мир человека. Но люди различаются друг от друга. Одни верят в трансцендентного Бога, другие отдают предпочтение Природе и вере в собственные силы и возможности. В этом противоречии рождается преобразующий имманентный  мир человек.  Нельзя найти ответа на выбор пути в истории, вместе со временем в нашу жизнь проникает трансцендентное.


И здесь человека подстерегает опасность. Бесконечное движение мысли  заменяется Богом или культовым вождем. Возникает  соблазн переложить ответственность за будущее. Трансцендентное  проникает в имманентное на почве христианства, ислама или другой религии. Но к каким бы то звездам или богам мы не устремлялись, всегда найдется преобразующий имманентный мир человек. На этой бесконечной дороге выбранное многомерное пространство соразмерности откроет другой мир.


В формировании Больших многомерных пространств первенство принадлежит не капитализму (единому рынку) либо миссионерской деятельности  интеллигенции (демократия, права человека). Задолго до глобализации экономических пространств  формировались большие духовные пространства.


Как отмечал Александр Панарин, народы, за исключением драматических периодов истории, предпочитали  вместо этнического изоляционизма единые великие универсалии. Большое суперэтническое духовное пространство (по Панарину) не является  простым даром истории и географии. Единое пространство  требует жертвенности от народа, взявшего роль несущей конструкции. Единое пространство служит предпосылкой для российского просвещения (к единому письменному тексту). Никон разрядил  национальное пространство Московской Руси, создал  духовную модель полиэтнического универсализма, который Петр Первый воплотил  в земное здание империи и центр вселенского православного мира в результате воссоединение Украины и России. Единое пространство  является залогом специфической свободы (воли). От падения в хаос Россию  всегда  спасал  на закон, а вера. Когда Веры нет, пустота легко заполняется  другим, капиталистическим светлым будущим. Когда государство распадается, проявляется национализм и провинциализм. Теплота национального государства  чревата узостью, затхлостью, пристрастью и нетерпимостью. А феодализм означает стремление к малым суверенитетам и дроблению  единых больших пространств2.


Большие демографические пространства обладают огромным внутренним рынком. К ним относятся самодостаточные Китай и Индия. Если эти государства станут мировыми державами, придется пересмотреть многие теории международного разделения труда.


Единое экономическое пространство  нескольких государств со свободным без ограничений перемещением  товаров между странами-участниками объединения образует «общий рынок».  До кризиса в еврозоне эффективную модель Большого экономического пространства демонтировал Европейский Союз — крупная глубоко интегрированная региональная группировка.  Для будущей интеграции на европейском континенте реализуются концепции разноскоростных пространств, ближнего соседства, Восточного партнёрства и др. 


Большие пространства этнического предпринимательства становятся сопоставимыми по своему воздействию на мировой рынок с  национальными экономиками. Формируются глобальные  этнические торговые системы.


Надгосударственное образование или своеобразная транснациональная корпорация Большой Китай (более 1,5 млрд. человек) включает кроме континентального Китая, Гонконг (Сянган), Тайвань,  Сингапур и обширную китайскую диаспору (300 млн. хуацяо). Большой Китай является динамично формирующимся мировым общим рынком под девизом китаецентризма «Китайцы  всех стран  и территорий, объединяйтесь!». Желтый китайский сверхмиллиард противостоит «золотому миллиарду» Запада.  Суммарный  валовой внутренний продукт Большого Китая сопоставим с  американским ВВП.  Традиционно континентальный Китай считает представителей диаспоры гражданами своей страны.  Фантастическими темпами развивается  будущая мировая геоэкономическая столица Большого Китая Шанхай, включая зону технологического развития Пудун. Большой Китай, включающий диаспору, превращается в одного из крупнейших игроков на мировом рынке.


В Больших пространствах криминальной экономики (торговля наркотиками, крадеными автомобилями, древними ценностями и живым товаром) роль  транскорпорационных  отношений выполняет международная мафия, среди которой выделяются китайские триады.


Социальное пространство по своей природе в корне отличается от географического. На эту особенность обращал внимание Питирим Сорокин, отождествляющий социальное пространство с народонаселением Земли. Люди, расположенные вблизи к друг другу в географическом пространстве (например, король и его слуга),  в социальном пространстве отдалены  громадной дистанцией. И наоборот, удаленные  друг от друга в географическом пространстве (например, два брата), могут быть  очень близки социально. Таким образом,  рассмотренные два вида  пространства  в корне отличны друг от друга. Определить положение  человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве  означает определить  его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым  за такие «точки отсчета». На основе этих представлений формируется понятие о социальной стратификации — дифференциации  некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом  ранге (включая существование высших и низших слоев). Сущность  социальной стратификации заключается в  неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности и обязанности, и т.д. Как правило, в обществе есть имущие и неимущие, управляющие и управляемые, руководители и подчиненные. Такое общество характеризуется, соответственно,  экономическим расслоением, политической и профессиональной  дифференциацией. Это происходит  независимо от декларируемых в конституции равных прав и возможностей.  Согласно разработанных Питиримом  Сорокиным принципов   социальной (экономической, политической и профессиональной)  стратификации: «История не дает  достаточного основания  утверждать  ни тенденцию в направлении к раю процветания, ни к аду  нищеты»3. «Теория бесконечного  экономического прогресса  ошибочна»4.


Большие соципсихологические пространства учитывают влияние психологического климата на социум. Психологический климат в свою очередь формируется под воздействием  социальной трансформации и может принимать различные  формы (массовый психоз, вера в чудеса и т.д.). Особое место занимает геопсихология (греч., Земля и психология) — наука о влиянии ландшафта, климата и времен года на душевную жизнь. Геопсихология соприкасается с проблемами  сознания, психопотологией, сексуальной  психологией, эстетикой  природы и ландшафта. До конца не изучена взаимосвязь между  тектоническими зонами землетрясений и межнациональных и межконфессиональных конфликтов, отмечающихся на рубежах евразийских цивилизаций.


Согласно пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва5 выделяются Большие пространства кристаллизованной пассионарности. Энергетическая природа пассионарности  посредством её носителей создает  и разрушает ландшафты, народы и культуры. Пассионарность проявляется в способности человека   жертвовать  собой ради идеала. Она возникает  как вспышка, которая затухая, оставляет кристаллизованную  пассионарность – многочисленные следы  жизни этноса (архитектуру, литературу и идеи). Когда пассионарная энергия  уменьшается, ведущее положение в обществе занимают  субпассионарии, опошляющие прошлое и имитирующие настоящее ради мифического будущего. Неистребимая посредственность проматывает наследство  предков.


Большие индивидуальные пространства (ландшафты жизни) образуют индивидуальное биполярное  энергетическое поле духовной жизни человека, формирующееся  на   рубежах его месторазвития (малой родины) и множества других мест его реального пребывания в многомерном пространстве Земли.  Ландшафты жизни  человека образуются множеством воплощений его  внешнего и внутреннего мира.


Большие социокультурные пространства. Коммуникационная природа культуры как совокупности материальных и духовных ценностей основана на драгоценном свойстве  пограничья. Если эта рубежность разрушается   ради «чистой» национальной культуры или возводится  «железный занавес»  в духовном или интеллектуальном пространстве, демоны провинциализма начинают вырываться на поверхность общественной жизни. Коммуникационная природа культуры служит важным фактором новейшей геополитики («силы духа»). Используется для сохранения или экспансии за пределы большого пространства национального языка и культуры. Здесь важная роль принадлежит неправительственным образовательным и благотворительным организациям, уделяющим особое внимание пропаганде языка и культуры. Такие как Фонд Карнеги, Британский совет, Французский альянс,  немецкий Институт Гёте, испанский Институт Сервантеса, Шведский институт, российский «Русский мир».  Через умы и культуру идет расширение Больших пространств языка и культуры за счет «чужих» социокультурных пространств. Россия проигрывает битву за сохранения Большого пространства русского языка и культуры.


Язык как геополитическая и экономическая категория является наряду с Верой высшей формой проявления человеческого духа. Современная геополитическая мощь государства определяется в первую очередь не материальными ресурсами, а силой духа. По решению ООН  к основным языкам межнационального общения относятся английский, испанский, французский, русский, китайский немецкий. Знание одного из языка межнационального общения наряду с титульным позволяет более эффективно достигнуть экономического достоинства человека.


Соединенные Штаты эффективно используют технологии новейшей геополитики, направленные на подрыв силы духа возможного противника или конкурента. Для этого используются агенты влияния из местных националистов, осуществляющих зачистку, например, русского языка и культуры на Украине. Важнейшим языками для национальной безопасности США объявлены  арабский, китайский, русский, фарси и хинди.


Большое пространство американской массовой культуры оказывает существенное влияние на мировой социум. Массовая культура  не требует  определенного образовательного уровня и рассчитана в основном на  зрительное и слуховое восприятие путем воздействия на подсознание человека.  Это все больше отделяет эмоциональное восприятие от морального и информационного. И, в конце концов, представляет угрозу для культурно-генетического кода других цивилизаций. 


Информационное пространство приобретает особое значение в современную эпоху информационной революции, обусловленной глобальной  мобильностью  информации, капитала и  квалифицированных кадров и технологическим прогрессом. Информационные технологии ведут к ограничению статусной институциональной культуры. Доминирующим становится приоритет духовных  технологий над материально-практическими. У частных лиц появился доступ  к каналам  связи, рынкам и  источникам  информации,  которые  прежде имели статусную доступность, зависели от занимаемой должности и  положения в обществе, контролировались национальными правительствами и международными корпорациями. Глобальная мобильность  информации, капитала  и квалифицированных кадров  подрывает роль  государства  в выполнении  многих его фискальных  функций.  


Побочным эффектом  информационной революции является накопление информационного мусора. В одичавшем информационном пространстве большинства  новых независимых государств  информационный мусор является важным инструментом борьбы за власть или имитации научного продукта.


Формирующееся мировое информационное пространство, включающее  киберпространство Интернета,  называют цивилизацией Мысли. На долю  Соединенных Штатов   приходится  по данным ЮНЕСКО  65 %  мирового коммуникационного потока  информации.  Таким образом, Америка расположена в центре мирового информационного пространства. От американского «информационного империализма» в значительной мере зависит мировое сообщество.  Интеллектуальный продукт менее подвержен колебанию курса акций, чем любой материальный товар или объект. Интеллектуал не перестанет творить и после падения курса акций.  Поэтому американская валютно-финансовая система,  экономическим фундаментом которой являются высокие информационные технологии,  — до мирового финансового кризиса  была самой устойчивой в мире.


Информационная и биологическая революции  расширили горизонты современного мира, сделали его более многомерным. Трансформировалась природа собственности на средства производства. Формационное противоречие между  общественным характером  труда и частным способом  присвоения его продуктов  преодолевается в духовном пространстве, где возникают принципиально новые  отношения. В отличие от исчерпаемых материальных ресурсов, информационные ресурсы многомерного коммуникационного пространства — безграничны. Информационные ресурсы являются продуктом  интеллектуальной деятельности  высококвалифицированных и  творчески активных работников — профессионалов духовного производства.  Современные информационные технологии имеют огромное стратегическое значение: политическое, оборонное, экономическое, социальное и культурное. В отличие от трансакции — адресной передачи  информации на расстояние, широкое распространение получает интеракция — интерактивное существование Слова в Сети Интернета. Цифровая инфраструктура стала в высокоразвитых странах стратегическим ресурсом.


***
Можно предложить следующую системную классификацию Больших многомерных пространств:

  • Центрированные (имперские) пространства на основе идеократии (идеи-силы). 
  • Центрированные пространства на основе теократии, веры в Бога.  Когда сохраняется вера (центр в душе), государство может успешно  трансформироваться в результате  геополитического распада. В бездуховном пространстве, пронизанном радиацией воинствующего атеизма, более вероятен переход к хаосу.
  • Эксцентрированные пространства, открытые к внешнему миру. Древняя Греция (центр везде, периферия — нигде). Природная структура океана.  
  • Расколотые (разорванные) пространства. Например, когда элита ориентируется на западные ценности, а народ сохраняет устоявшийся культурно-генетический код.
  • Периферийные (разбегающиеся) пространства. Отсутствие веры (центра в душе).  Большие экономические пустыни.
  • Рубежные пространства с неустойчивым культурно-генетическим кодом, в том числе трансформирующиеся, взрывающиеся, деградирующие и наступающие пространства.
  • Поглощенные пространства.

В многомерном  коммуникационном пространстве Земли «срединность» местоположения  часто выступает  гарантом самосохранения и геополитического могущества.  Срединный Китай  выделяется в мировом этническом пространстве, Срединная Россия — в природно-географическом пространстве и Срединная Америка (США) — в  геополитическом и геоэкономическом пространствах.


Мировые войны ведутся между Морем и Континентом, торговые войны в экономическом пространстве,  информационные войны в информационном пространстве,  геноцид осуществляется в демографическом пространстве. Крестоносцы внедряли веру огнем и мечом в конфессиональном пространстве.  


Попытки «переварить» Китай неоднократно приводили к ассимиляции народов-завоевателей. Россия, пронизанная ширью пространства, трудно «переварима»  из-за огромного и незавершенного коммуникационного  каркаса.  Близость к европейской культуре  и одновременная удаленность от мировых  военных театров  способствовали  могуществу Соединенных Штатов.


В Древней Греции была создана эксцентрированная  система, где центр  совмещался с периферией. Здесь  политические и экономические полюса располагались в пограничье (контактной зоне) суши и моря. В Евразийской степи-океане сосуществовали  кочевые цивилизации и  оазисы-острова  городских культур Центральной Азии.

 

С учетом вышеизложенного сформулируем следующий вывод. С позиций теории БМП глобализация это объективный процесс, но в границах Больших пространств. Даже создавая Большие духовные пространства,  ни одна из мировых религий не смогла претендовать на абсолютную глобальность. В мире исчезла бы альтернатива и любой неверный шаг вперед мог означать гибель для всего человечества. Поэтому неолиберальная (экономическая) глобализация не может претендовать на универсальность в мире множественности миров.

 

Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  32 п. л.  ISBN 978-966-02-6012-2

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. — М.: АСТ, 2003.

2 Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Алгоритм, 2003, с. 294 – 295, 343.

3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. —  М.: Политиздат, 1992 (с. 309 — 310).

4 Там же, с. 315.

5 Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли. – М.: Гидрометеоиздат, 1990. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1989.

 

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ